logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Архитектура

Наиболее яркие изменения в петровский период проявились в архитектуре. Это не случайно. Так как архитектура, зодчество, градостроительство являются наиболее общим, фундаментальным отражением всего комплекса изменений в обществе. Эта область культуры базируется не только на достижении художественного мышления, но и зависит от уровня технического развития, синтезирует многие культурные направления и процессы, и как бы демонстрирует связь прошлого и настоящего, сама становится фактором преобразования в России. Значительно отражает вкусы и потребности дворянства, купечества (это характерно для архитектуры первой четверти XVIII века, т.е. петровского времени).

  1. Проникновение западного стиля, так называемого барокко. Ему свойственны: стремление к пышности и величию, пространственный размах, совмещение иллюзорного с реальными возможностями, контрастность, текучесть форм. Недаром Леонардо да Винчи говорил: "Покажите мне одно только ухо, я нарисую всего человека". Так и изучение здания восстановит основные звенья в цепи, связывающей самые различные явления культуры, быта, политики и экономики. Она - архитектура - синтез изменений в обществе. Так, в литературе техническим нововведением было разве что замена гусиного пера стальным. Работал же писатель по-старому, нововведение не отражалось на сути литературного процесса. Архитектура более чем все другое связана с материальными потребностями, возможностями человека и общества.

  2. Формирование так называемого "московского барокко", в основе которого сочетание западного барокко с традициями русской архитектуры XVII века. В композиции зданий применяются колонны, портики, фронтоны, придающие декоративность, убранство.

  3. Наряду с этими формами, заимствованными с Запада, применялись русские начала и стилевые особенности, например узорчатые украшения на фасадах, шпили, смыкание внутренних и внешних объемов, простота композиции, иногда даже суховатость.

  4. Преобладание гражданского строительства над церковным и усиление процессов обмирщения, то есть светских начал в архитектуре. В результате возник новый тип общественных зданий: административного, промышленного, культурно-просветительного назначения, загородные дворцы, порты, разбивались регулярные парки.

Наиболее выразительными объектами композиционности, зарождения новой системы архитектурного мышления, постройками нового типа можно выделить здание парусной мануфактуры в подмосковном селе - Хамовный двор (1696-1697г.г.) на берегу Яузы, вода которой служила двигателем в текстильном производстве России. Новое в облик Москвы привнес построенный чуть ранее Большой каменный мост через Москву - реку длиной 140 и шириной 22 метра. Современники называли его 8 чудом света.

Невдалеке от Моста в 1705 году возникло каменное здание - суконный двор. Петр решил увековечить заслуги полковника Л.П. Сухарева, единственного оставшегося ему верным со своим полком во всем стрелецком войске во время бунта и повелел соорудить в честь него башню. Отвел в ней место под школу математических и навигационных наук, морской арсенал.

Типичен дом Гагарина (1707-1708 г.г.) на Тверской - автор неизвестен. Баженов позднее скажет, что этот дом всех домов прекрасней. В этот период под руководством русского зодчего И.П. Запрудного строится церковь Архангела Гавриила, известная под названием Меньшиковой башни. Ее достопримечательностью являлись шпиль и привезенные из Англии часы: 50 колоколов разной величины отбивали время через каждые четверть часа. Колокола погибли в пожаре 1723 года от удара молнии. Внутреннюю отделку выполняли итальянские мастера. Высота храма значительно превышала его длину. Церковь имела красно-белую гамму, белокаменные уборы. Высотой она превосходила храм Ивана Великого, а по красоте Сухареву башню. С мастерством были сделаны крест, ярусность, звоны. Башня была выше башни Ивана, ее называли невестой Ивана Великого.

Надо сказать, что сочеталось художественно убедительно только то, что гармонично входило в московский архитектурный ансамбль.

Церковное зодчество Москвы не знало базилики и развивалось в традиционном направлении. Два основных типа храмовых построек - кубический компактный и ярусный вертикальный. Так, к этому типу можно отнести церковь села Марфина (1701-1707г.г.), церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (1705-1717 гг.), собор Заиконоспасского монастыря, церковь Вознесения на Серпуховке (1709-1760 гг.), церковь села Троекурова (1709г.) Храм знамения близ Подольска (1704, Зарудный).

Реальным олицетворением грандиозных замыслов Петра явилось основание новой столицы. Излишне говорить о том, что Петр после встречи с Амстердамом (Голландия) задался целью построить на берегах Невы отвоеванный у шведов город, который станет гордостью России, по красоте, изяществу, богатству архитектуры превзойдет Амстердам и навсегда укрепит русских на Неве.

Современники вспоминают: "Петр I, осматривая остров, взял у солдата багинет, вырезал два дерна и, положив крестообразно, сказал: "Здесь быть городу", затем, взяв заступ, первый начал копать ров; в это время в воздухе появился орел. Когда ров был выкопан, в него поставили ящик; духовенство этот ящик окропило святою водой, государь поставил в него ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного; после того царь покрыл ящик каменною доскою, на которой была вырезана следующая надпись: "От воплощений Иисуса Христа 1703, мая 16-го основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским". Парящий над островом в это время орел спустился с высоты. Один из солдат снял его выстрелом. Петр был очень рад этому, видя в нем доброе предзнаменование".

Для решения задачи строительства города нужно было многое, прежде всего, смелые решения градостроительных задач, постоянный поиск уникальных ансамблей, застроек, стилей, композиций.

Петр, не мудрствуя лукаво, идет проторенным путем: он приглашает зарубежных скульпторов, архитекторов, инженеров, зодчих, он удерживает при себе тех, кто проявляет увлеченность идеей Петра, помогают воплощать дела, проявляют профессионализм, умеет в архитектурных сооружениях показать мощь, силу, величие русской империи.

Следует отметить, что строительство города на голом, пустом месте, в болоте, в небывалых масштабах, в военное время, в короткие сроки было делом невиданным. Строился он впервые как "регулярный", т.е. планируемый. Но Петр был противоречив, его сановники, пользуясь этим, захватывали, застраивали набережную. Он приказывал застройки ломать, при Петре это начинали делать, но как только он уезжал, все прекращалось.

Но вопреки трудностям, уже в первое десятилетие XVIII века заложены основы нового города:

Заложил крепость Петербург Иоганн Кирштейн из Кенигсберга. Похоронен в Невском монастыре, куда Петр I повелел проводить его с пышностью и под пушечные выстрелы.

Городским архитектором был Иозеф Трезине (умер в Петербурге в 1736г.), приехавший при Кирштейне, руководил строительством многих объектов. В 1703 году была построена Петропавловская крепость, в 1714-1733 г.г. Петропавловский собор, в 1721-1742 гг. - Трезини и Земцовым было построено здание 12 коллегий и Гостиный двор (1723 - 1738 гг.), Александро-Невский монастырь, построенный в 5 километрах от Адмиралтейства (1710 г., автор - Трезини). В 1715 году заложена к нему местная дорога, "перспектива" - будущий Невский проспект. В 1716году Ферстер строит Конюшенный двор.

Среди архитекторов нужно упомянуть о Леблоне это крупнейший архитектор и инженер, который когда-либо был в России, он был привезен Петром из Парижа. Леблон критиковал ошибки Трезини, исправлял его ошибки, привел в порядок Петергоф. Мастер жестоко преследовался князем Меньшиковым и его партией, рано умер.

В большой милости у Петра был командор Леен. Он заложил Кронштад в форме прямоугольных кварталов, в планировку вписывался прямой канал, по которому военные суда входили в крепость.

Замечательным русским архитектором, обучавшимся в Италии, затем у Трезини, называют Земцова. Земцов имел учеников, строил церковь святого Семиона. Вместе с Маттарнови, Гербелем, Киавери Земцов строил Кунсткамеру (1718-1734 гг.). Вместе с Трезини в 1721-1742г.г. строит здание 12 коллегий и Гостиный двор (1723-1738 гг.), Итальянский дом (летняя резиденция Екатерины I).

Русский архитектор Мичурин в 1734 году открыл школу архитектурного направления. К концу 20-х годов сложился неповторимый петербургский стиль, начиная от иглы адмиралтейства до зданий Сената и Синода, Летнего сада (по плану Трезини). В окрестностях Петербурга строится Петергоф (1714), Стрельня (1716), Ораниенбаум (1711) и другие загородные дворцы, с их знаменитыми парковыми ассамблеями. Парадная улица сформировалась на берегу Большой Невы состоявшая из домов знати (дома Ягужинского, Головкина, Меншикова, Шафирова, дом самого Петра).

Видные архитекторы: