16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
Одним их главных приоритетов государственной политики в Республике Беларусь является образование. В отличие от многих стран постсоветского пространства Беларусь не отказалась от наработанного предыдущими поколениями опыта. Согласно данным ПРОООН, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67-е место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив всех государств-участников СНГ, кроме Российской Федерации.
Государственная политика Республики Беларусь в области образования построена на следующих принципах: преемственность и непрерывность образования; обязательное базовое (10-летнее) образование; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека; гуманизм; научность и ориентация на мировой уровень развития образования; экологическая направленность; единство обучения с духовно-нравственным и физическим воспитанием; государственно-общественный характер управления образованием.
Важнейшие из них – принцип равного доступа к образованию и социальная справедливость. Право на образование имеют все граждане Беларуси вне зависимости от социального положения и места жительства.
В республике Беларусь принят ряд законов, регулирующих отношения и деятельность в сфере образования. Это законы «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании».
Следует отметить, что в обществе, как никогда, высоко понимание роли значимости образования, высокообразованных людей в современном мире, в жизни любой страны. Абсолютное большинство белорусов прагматично (в хорошем смысле этого слова) и обоснованно связывают достижение высокого достойного уровня жизни себя и своих детей с качественным, ультрасовременным образованием. Безусловно, что в формировании таких подходов, обеспечении высокого статуса образования в общественном сознании есть доля труда всех без исключения работников отрасли, всего общества. Одновременно выросли престижность педагогического труда и авторитет педагога. Эти явления относятся к знаковым и, безусловно, являются позитивным ответом на все те положительные изменения, которые произошли за последние годы не только в системе образования, но и в обществе и стране в целом. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня все те успехи, которые мы имеем, мы рассматриваем лишь как фундамент, причем хороший, для дальнейших качественных преобразований в отрасли, повышения места и роли всех ее уровней в обеспечении развития страны.
Кроме того, в Беларуси осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Созданы специальные фонды Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Цель президентских фондов – способствовать поиску, становлению и творческому развитию одаренной молодежи. Около 12 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение в учебных заведениях, становятся профессионалами, реализуя свои возможности, оправдывая усилия педагогов, подтверждая результативность деятельности фондов.
Пополняются и корректируются сведения компьютерного банка данных одаренных детей, куда включены победители международных и республиканских олимпиад и конкурсов, лауреаты и стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке учащихся и студентов.
Впервые в истории Беларуси по инициативе Главы государства принята Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006‑2010 гг. Она носит комплексный характер и содержит систему мер по формированию эффективной государственной политики по поддержке талантливых детей и молодежи. Государственной программой «Молодые таланты Беларуси» предусмотрено открытие новых дошкольных центров развития ребенка, гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, с художественно-эстетическим уклоном, спортивным направлением, а также комплекс мер по поддержке талантливой сельской молодежи и обеспечению системной работы с одаренными молодыми учеными, творческой молодежью и спортсменами.
Важнейшую роль в формировании мировоззренческих приоритетов играет чувство патриотизма. Патриотизм (от греч. рatris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.
На современном этапе развития Беларуси, впрочем, как и России и других стран СНГ патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по выводу общества из глубокого кризиса и решения задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочнению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?