logo search
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

4 Архитектора:

Жан д'Орбе с 1211-1231 спланировал и начал строительство, возвёл большую часть хора и трансепта

1231—1237: Жан-ле-Лу закончил хор и трансепт к 1241 г.;

1247—1290: Бернар из Суассона работал над нефом; большой розой западного фасада, собор возведен до «королевской галереи»

До 1311 Роберт де Куси – окончание фасада

После 1427 вернхний ярус башни

Конструкции и объемно пространственная композиция:

План Реймского собора близок к плану собора в Шартре. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершенный венцом из пяти капелл.

2)В соборе были использованы крестовые своды на нервюрах

3) Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение.

4)Высокая башня со шпилем помещена не над средокрестием, а над главнойапсидой

5) Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Центральный и боковые фасады заполнены большим количеством аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн.

6)Структура интерьера — та же, что и в соборе Шартра: трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах.

Над этой полосой – узкая и темная полоса трифориев, высота которых служит модулем для высоты колонн с базой и капителью (два) и аркады (три). Наконец, в верхней зоне расположена полоса верхних окон, сверкающих разноцветными стеклами витражей. Эта зона на западной стороне завершена большой розой.

Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, которые вместе с оконными проемами придают им легкость, не разрушая, однако, их компактности. Отношение между шириной и высотой фасада (до венчающего карниза) приближается к 1 : 1, как и в Парижском соборе, но реймский фасад кажется более вытянутым благодаря постепенному сужению его кверху.

Важное композиционное значение реймском фасаде имеют проемы: глубокие порталы (глубина портала равна почти 6 м), две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане. Он равняется радиусу внешней окружности построенной позднее большой розы (диаметром 11,5 м) и определяет высоту всех трех дверей, ширину дверей среднего портала, ширину общего проема парных окон второго яруса (высота их до розы равна двум диаметрам). Ширина окон башен равняется половине диаметра, а высота их до капители колонок — двум диаметрам.

Строительный материал: бутовый и тесаный камень

Декор