3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 6.1. Информационный образ жизни.
6.1.1. Отличительные признаки информационного образа жизни.
6.1.2. Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность.
6.1.3. Информатизация общественно-политической деятельности.
6.1.4. Информатизация бытовой сферы.
6.1.5. «Информационные надомники».
6.1.6. Телеработа и виртуальные предприятия.
Проблемный блок 6.2. Информационное неравенство.
6.2.1. Сущность проблемы информационного неравенства.
6.2.2. Структура и тенденции развития проблемы информационного неравенства.
6.2.3. Информационное неравенство как культурологическая проблема.
6.2.4. Когнитивно-семантические аспекты проблемы информационного неравенства.
6.2.5. Информационное неравенство и социальная стабильность общества.
6.2.6. Геополитические аспекты проблемы информационного неравенства.
Проблемный блок 6.3. Информационные аспекты творчества и развивающее образование.
6.3.1. Творчество как информационный процесс.
6.3.2. Творческий потенциал личности.
6.3.3. Развивающее образование и новые информационные технологии.
6.3.4. ГИС-технологии в развивающем образовании.
6.3.5. Мультимедиа-технологии и экранная культура.
6.3.6. Информационные технологии и развитие памяти человека.
6.3.7. Лингвистические аспекты развития творческих способностей.
Проблемный блок 6.4. Информационная свобода личности.
6.4.1. Понятие информационной свободы личности.
6.4.2. Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности.
6.4.3. Информационная свобода личности и средства массовой информации.
6.4.4. Информационная свобода в информационном обществе.
Указатель литературы
1. Велихов Е.П. Общество знания. «Мир связи и информации» CONNECT.— M., 1996.— Сент.-окт.— С. 25-28.
2. Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // Информационные ресурсы России.— M., 1997.— № 5.— С. 5-10.
3. Колин К.К. На пути к новой системе образования: Пре-принт / ИФПИ РАЕН.— М., 1997.— С. 1 -40, 1-31.
4. Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии.— M.: Машиностроение, 1995.—№ 0.
5. Захаров В.Н., Игнатьев М.Б., Шейнин Ю.Е. Информационное общество // Системы и средства информатики:
Сб. научных трудов.— M.: Наука, 1999.— Вып. 9.
6. Колин К.К. Информационное неравенство — новая проблема XXI века // Социология, социальность, современность: Сб. научных трудов.— М.: Союз, 1998.
7. Колин К.К. Информационное общество и проблема образования // Информационное общество.— М., 1997.— № 2'— 3.
8. Яковец Ю.В. Сохранение культурного потенциала России и информационные технологии // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1996.— Вып. 8.
9. Халеева И.И. Основы теории обучения и понимания иноязычной речи.— М.: Высшая школа, 1989.
10. Обучение как управление знаниями (новая концепция, алгоритмы, применение для обучения иностранным языкам) // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1996.— Вып. 8.
11. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Вестник РФФИ.— М., 1999.— №3(17).
12. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное пространство // «Alma mater» (Вестник высшей школы).— М., 2000.— № 6.— С. 27-30.
13. Фортов В.Е. Научные и образовательные аспекты информационные неравенства // «Alma mater» (Вестник высшей школы).— М., 2001.— № 1.— С. 3-6.
14. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли.— М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.—480с.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие черты информационного образа жизни будут являться в будущем наиболее характерными?
2. Каковы возможные социальные последствия возникновения информационного неравенства между людьми в информационном обществе?
3. Какие новые возможности для творчества открываются в информационном обществе ?
4. В чем проявляется информационная свобода личности ? Какие новые возможности для нее создает информационное общество?
5. Каковы ограничения для информационной свободы личности в демократическом обществе?
6. В чем заключается информационная ответственность личности?
7. Что такое телеработа?
8. Чем характеризуется виртуальное предприятие?
Темы рефератов
1. Образ жизни в информационном обществе.
2. Информационное неравенство как культурологическая проблема.
3. Социальные аспекты информационного неравенства.
4. Информатизация деловой сферы общества: состояние и перспективы развития.
5. Виртуальные предприятия в информационном обществе.
6. Телеработа и информационное надомничество.
7. Информационные технологии в развитии личности.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9