3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 7.1. Глобальная информационная революция и становление информационной цивилизации.
7.1.1. Отличительные особенности современной глобальной информационной революции.
7.1.2. Сетевая информационная экономика.
7.1.3. Глобальная цифровизация техносферы.
7.1.4. Информационная глобализация мирового сообщества.
7.1.5. Информационная безопасность как глобальная проблема.
Проблемный блок 7.2. Отличительные особенности информационной цивилизации.
7.2.1. Общество знаний и инновационная экономика.
7.2.2. Повышение роли человеческого потенциала.
7.2.3. Сетевые структуры в информационном обществе.
7.2.4. Новые виды информационных коммуникаций.
Проблемный блок 7.3. Социально-экономическая структура общества в эпоху информационной цивилизации.
7.3.1. Структура занятости населения и новые информационные профессии.
7.3.2. Образовательное неравенство.
7.3.3. Технократия в информационном обществе.
7.3.4. Информационное неравенство как глобальная проблема развития цивилизации.
7.3.5. Эволюция процесса урбанизации общества.
7.3.6. Деградация капитализма в постиндустриальном обществе.
Проблемный блок 7.4. Мировое сообщество на пути к информационной цивилизации.
7.4.1. США и Канада на пути к информационной цивилизации.
7.4.2. Европейский путь к информационному обществу.
7.4.3. Политика стран Азии по переходу к информационной цивилизации.
7.4.4. Путь России к информационной цивилизации.
Указатель литературы
1. Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.—№ 1.
2. Колин К.К. Информационная цивилизация, какой она будет? // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001, №5, стр. 40-45.
3. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М.: Машиностроение, 2001.— № 1.
4. ГалушкинА.И. Применение нейрокомпьютеров.—М., 2001.
5. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT.— М., 1996.— Сент.-окт.
6. Кастельс М. Информационная эпоха / ГУ ВШЭ.— М., 2000.— 608 с.
7. Колин К.К. Контуры информационной цивилизации // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.— № 6.
8. Паринов С.П. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.— М.,2001.
9. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество // Библиотековедение.— М.: Пашков дом, 2001.— №3.— С. 32-39.
10. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России.— М.: Наука, 1996.— 206 с.
11. Афанасьев С.Л. Будущее общество.— М.: Изд-во МГТУ им. Баумана.— 567 с.
12. Нечипоренко В.П. Информационное обеспечение инновационных процессов — новые международные инициативы // Международная информационная служба.— М., 2000.—№ 1.
13. Капица С.П. Теория роста человечества.— М.: Наука, 2000.
14. Нариньяни А. С. Национальная идея и российский путь в информационные технологии XXI века // Проблемы информатизации.— М., 2001.— № 2.— С. 50-52.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются главные отличительные особенности современной глобальной информационной революции?
2. Охарактеризуйте основные тенденции развития информационной экономики.
3. Приведите примеры цифровизации техносферы. Каковы их социальные последствия?
4. Охарактеризуйте динамику социально-экономической структуры общества на этапе становления информационной цивилизации.
5. Какие новые информационные профессии будут востребованы в ближайшем будущем?
6. Как влияет процесс информатизации общества на его урбанизацию?
7. Охарактеризуйте особенности американского, европейского, азиатского и российского путей к формированию информационной цивилизации.
Темы рефератов
1. Глобальная информатизация общества и проблемы формирования информационной цивилизации.
2. Структура занятости населения в информационном обществе.
3. Окинавская хартия глобального информационного общества.
4. Глобализация информационного пространства мирового пространства мирового сообщества и ее возможные последствия.
5. Глобальные проблемы информационной безопасности.
6. Сетевые структуры в информационном обществе.
7. Технократия в информационном обществе и проблемы развития системы образования.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9