Создание Академии художеств и Эрмитажа
XVIII век – это было время, когда Россия громко заявила всему миру о своем существовании, когда продолжалось развитие русской культуры на основе, заложенной Петром Великим. Россия ворвалась в мировую культуру многими беспримерными достижениями культуры.
До создания Академии 3 художеств в России существовала Академия наук и художеств, где президентом был Разумовский. Она не испытывала недостатка в иностранных учителях в области рисования, гравировки, резьбы.
В 1757г. камергер Шувалов основывает новую Академию в Петербурге. Направления: живопись, структура и архитектура. Лучшие учителя переходят сюда из первой Академии. Академия была создана сначала при МГУ, затем Шувалов передает для нее свой дом, позже Академия получает здание на набережной Невы. Руководит Академией Кокоринов - профессор, архитектор. Идет отбор учеников со всей России, в повседневность входят меценатство и вспомоществование Академии. Императрица Екатерина II для Академии приобретает у Шувалова картины, гравюры, бюсты на 200 тыс. рублей. В Академии работают знаменитый Ротари, советник Ломоносов. Членами Академии хотели стать многие. Многих принимали как почетных членов за видные, бескорыстные, весьма важные дела на пользу Академии.
Через 10 лет для Академии было построено новое здание. На открытии была императрица и весь двор, послы, иностранные гости. Восемь дней спустя Академия принимала гостей, где их кормили-поили, показывали достояния работ, выставки.
В 1769г. Шувалов на двух кораблях из Италии отправляет для Академии собрание античных и современных произведений из мрамора. Естественно, при таком внимании Академия играла видную роль в подготовке национальных кадров по различным направлениям культуры.
Так, академик Кокоринов представлял царице особо усердных учеников, например, Чемисова Емельяна. Он гравировал на меди портреты императорских особ, а также граверов Панина, Швесникова.
Датой основания Эрмитажа считается 1764г. Однако Екатерина II не задавалась особой целью его создания. Хотя Вольтер не однажды подначивал ее на покупку, как коллекций, так и картин, однако Фальконе рассоветовал. Но соперничество с зарубежными правителями свою роль сыграло. В противовес Фридриху II (который тоже переписывался с Вольтером) Екатерина принимает в возмещение долга от берлинского купца Гацковского собрание 225 картин. Летом 1764г. собрание поступает в Петербург в ведение Бецкого. Затем по рекомендации Дидро она покупает собрание Брюля из Дрездена - 352 картины. Затем миссионеры в Париже скупают собрание у коллекционеров Аведа, Жюльена де Вилетта, Шуазеля, Кроза де Тьера.
Особую ценность для Эрмитажа имело последнее приобретение. В коллекции Кроза было 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней.
Собрания приобретались также в Брюсселе, Женеве, Венеции. В Лондоне - у лорда Уолполя, в Париже (1814г.)- у императрицы Жозефины (любовницы Наполеона). В 1785г. Эрмитаж насчитывал 2685 картин.
Особую заботу составляло их размещение. В 1764-1767г.г. архитектор Валлен-Деламот строит Малый Эрмитаж, с 1771 по 1787 г.г. архитектор Фельитен строит здание - "Старый Эрмитаж", Кваренги с 1783 по 1787г.г. строит Эрмитажный театр.
Но Эрмитаж как публичный музей открывается лишь в 1779г., после того, как по проспекту известного специалиста по постройке Музейных зданий архитектора Лео фон Кленце был возведен новый Эрмитаж. Помогали его строить русские архитекторы Стасов и Ефимов. Но наибольшее значение в размещении коллекций имело гигантское здание Зимнего дворца, который и сегодня является главным в Эрмитаже. Построен он был Растрелли в 1792г.
Сегодня в Эрмитаже несколько отделов, ведущих научную, искусствоведческую, реставрационную работы. Среди них:
Отдел истории первобытной культуры, хранящий 480 тыс. памятников со всей территории СССР.
Отдел античного мира, хранящий 119 тыс. памятников (расписные вазы, геммы, терракот)
Отдел истории западноевропейского искусства-604 тыс. памятников, 7800 картин, 2120 скульптур, 68 тыс. предметов прикладного искусства, 526 гравюр.
Отдел истории русской культуры, который включает в себя 315 тыс. историко-культурных и художественных памятников.
Отдел нумизматики - 1млн. 90 тыс. денежных знаков, медалей, орденов, 900 тыс. монет всего мира.
Ежегодно Эрмитаж посещают около 4 миллионов человек. Он является одним из лучших и крупнейших музеев и хранителей ценностей мира.
Но вместе с приобретениями, Эрмитаж понес и потери. Так, в 1854г. по повелению императора Николая I была устроена распродажа 1215 картин, часть он подарил частным лицам. В 1862г. 201 полотно, в качестве якобы копий, переданы в Румянцевский музей и другие. В течение ХIХ века множество картин переведно из Эрмитажа в пригородные царские дворцы. После революции их собрали, часть передали в Государственный музей искусств в Москве. Ряд картин оказались за рубежом.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры