logo search
История искусства и культуры II часть

§3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

В сисеме школьного образования в середине 1950-х годов главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Уже в 1955\56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти своё место в промышленности или сельскохозяйственном производстве. Начало школьной реформы положил закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 года. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 года вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроком обучения от 1 до 3 лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, поскольку лишь небольшой процент выпускников шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки.

В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось государством расширению вечернего и заочного обучения в вузах и техникумах. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 году, были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для военнослужащих, демобилизованных с действительной военной службы. Эти меры позволили резко увеличить приток в вузы рабочей и сельской молодежи.

В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос и составил в 1959 году 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.