Художники и картинные галереи
Серьезные изменения произошли в начале XVIII века в изобразительном искусстве. Оно все более насыщалось реалистическими тенденциями. Особое предпочтение отдавалось портретам в живописи. Это была не просто форма и метод реализации дарований художников, но и способ запечатлеть на века в холсте и масле реформаторов России, ввести их в память истории. Из мастеров кисти ведущее место в начале XVIII века принадлежит Ивану Никитичу Никитину, которого считают поистине отмеченным божьим даром, награжденного крупной творческой индивидуальностью. Сын священника, окончил типографскую школу при московской оружейной палате, учился на немецкого живописца Таннауэра. В 24 года Никитин пишет портреты, создавшие ему репутацию, позволившие в 1714году Петру I сказать о нем с гордостью "Зело борзо пишет, добрый мастер из нашего народа". Его портреты племянницы Петра I царевны Прасковьи, сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1715г.), царевны Анны Петровны (1716) отличаются выразительной светотенью, простотой компоновки, гармоничностью, объемностью. Иван Никитич вместе с братом Романом 1716 году во главе первой группы петровских пенсионеров - художников усовершенствуется в рисунке в Венеции и Флоренции. В 1720 -1721г.г. он неоднократно вызывался писать портреты Петра I. Он пишет портрет Петра I в круге. В центре внимания только лицо, сильный характер, выразительный взгляд и влажный блеск в глазах. На портрете - воля и деятельная натура Петра, царь - работник.
Он пишет холст "Петр I на смертном ложе". По неизвестным причинам работа не окончена. Отмечают, что талантливыми приемами Никитин даже у мертвого государя изобразил на лице печать проделанной работы, суровость, нахмуренные брови, сомкнутые уста, жаждущие покоя и отхода от борьбы. Трудный жизненный путь героя окончен. После себя Никитин оставил портрет барона Сергея Григорьевича Строганова, потомка крупнейших русских купцов и промышленников, организаторов похода Ермака; портрет национального гетмана, потрет канцлера Головкина, иконостас "Снятие с креста", который позднее Елизавета подарила Разумовскому Алексею Григорьевичу.
Дальнейшая судьба художника трагична. В период бироновщины он был в подчинении Каравакка - французского живописца, который не давал ему работы. Заточили его в Петропавловскую крепость, били плетьми, сослали в Сибирь. Затем разрешили вернуться в Петербург, но по дороге домой художник умер (1690-1742г.г.).
Одаренным портретистом был современник Петра Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739г.г.). Пятнадцати лет он при покровительстве Екатерины I был послан учиться живописи в Голландию к знаменитым Боонену и Моору. Вернувшись в Россию в 1727году, уже после смерти Петра, он пишет иконостасы "Воскресение Христа", "Преображение Христа". Он считается также в числе основоположников светской живописи. Его творчество раскрывается в портретах Голицыных, в станковой вещи "Аллегория живописи". Широкую известность получил его автопортрет с женой (1729г.). Его работы отличаются от кисти Никитина мягким, лирическим колоритом, непосредственностью, пространственностью, отсутствием нарочитой демонстрации. Он приложил руку к созданию живописных композиций, украшающих храмы и дворцы Петербурга. Художник умер в полном расцвете сил, в возрасте 38 лет, отвергнутый, как и Никитин, Каравакком, униженный и оскорбленный.
Однако истинную любовь Петр I питал к Александру Захарову. Он изучал живопись в Голландии, Италии. Из Италии прислал Петру несколько картин. Петр ими восхищался, показывал многим, хвалил. Заявил, что никогда еще в своем государстве он не имел столь искусного и сильного живописца. Петр послал ему денег и приказ в самых милостивых выражениях срочно прибыть к нему в Петербург. Захаров был принят Петром и назначен придворным живописцем и смотрителем всех картин. Писал многочисленные портреты Петра, картины для алтарей и иконостасов. После смерти Петра его не ценили, уменьшили в два раза жалованье. Художник забросил живопись и умер молодым в 1731 году.
Таким образом, личностное начало Петра помогало формированию отечественного портретного искусства, но оно приобретало довлеющий утилитарный характер. Художники, в основном, обязывались писать царствующих особ, Петр рекомендовал придворным иметь его и свои портреты.
Верным будет отметить, что именно при Петре I в России просыпается вкус и интерес к иностранному искусству. Известно, что во время заграничных путешествий он также купил в Голландии значительное количество брабантских (провинция Нидерландов), итальянских, французских картин. Во дворце в Петербурге и увеселительном дворце в Петергофе он устроил картинные галереи. Из первого путешествия Петр привез с собой двух рисовальщиков и гравера (Пиккарди - римлянин). Затем направил юношей в обучение за границу. Из второго путешествия привез портретиста Данхауэра, мастера кисти Кселля (маклер-торговец). За ними потянулись в Россию и другие. При нем работали француз Каравакк (писал внуков и детей Петра), итальянец Джаванни Тарсиа, немец Люттенс. Известны портреты баварца Танауэра (учитель Никитина), Меньшикова, Апраксина, царевича Алексея. Камергер Петра Кологривов скупает по свету живопись, антику, статуи. Так, уже в 1725 году в Монплезире (дворец "Мое удовольствие") в Петергофе было 204 картины. Знатные придворные подражали вкусу Петра, покупали у заморских купцов в Петербурге Архангельске картины, украшали свои дома. Благодаря этому, позднее многие имели богатые коллекции, которые после смерти хозяев передавались в различные музеи.
Так, граф Шереметев имел 28 работ;
граф Чернышов - 89 работ;
граф Разумовский - 43 работы;
граф Богосельский - 27 работ
камергер Шувалов более 200;
в 1764г. 100 картин куплено для Академии художеств.
Картины отражали различные вкусы хозяев, но самые видные зарубежные художники были представлены.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры