16.1. Парадигма развития белорусской культуры
В последние десятилетия вопрос национально-культурной самоидентификации приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире. В их числе – особенности социокультурной ситуации (с какой культурой может идентифицировать себя человек в эпоху Интернета?), изменение геополитического пространства, нарушение привычных культурных связей, расширение влияния средств массовой коммуникации и информации и порождаемая ими проблема границ культурного пространства, вопросы сохранения собственной национальной и культурной идентичности.
Процессы обновления общества начинаются в духовной культуре, когда люди начинают понимать, что по-старому жить нельзя, когда осознаются глубокие общественные потребности в таком преобразовании и обновлении. Все формы и виды духовной культуры в той или иной мере выступают зачинателями назревших перемен, убеждают людей в их необходимости. В ходе социальных преобразований происходит изменения в содержании самой культуры, в способах культурного самовыражения личности, в языке, стиле общения и т.д. Обогащаются духовные ценности, идет возврат к незаслуженно забытым старым ценностям, народным традициям, в том числе – религиозным.
Так уж сложилось исторически, что Беларусь стала местом взаимодействия, местом неоднозначно оцениваемых ныне контактов Востока и Запада. В рамках славянского мира восточное и западное христианство (православие и католичество) разделило Беларусь на два весьма отличных по своей культуре, ментальности региона. Волей обстоятельств, на этой земле должны были долгое время сосуществовать два взгляда на мир, два весьма отличных способа организации своего общественного бытия, сделавших их носителей своеобразным «цивилизационным контактером».
Несомненно, белорусская духовная культура имеет много общего с ценностями русского и украинского общества, с общеславянскими ценностями. В то же время для неё характерны свои особые, специфические черты, которые складывались веками. Они помогали нашим предкам приспосабливаться к местным геофизическим условиям и многонациональной социальной среде. На их основе осваивалась природа, обустраивался быт, вырабатывались нормы коллективной жизни. Среди ценностей подобного рода можно отметить любовь к родным местам и к жизненному опыту отцов и дедов, благожелательное отношение к иноверцам, умение найти истину в другом мировоззрении, готовность к компромиссному решению проблемы, прочность семьи, бережное отношение к земле и дому.
Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности.
Доброжелательность, щедрость, трудолюбие и выносливость присущи белорусскому народу. Однако под влиянием разных неблагоприятных факторов (долгое время белорусы не имели своей государственности, многочисленные войны на территории Беларуси и др.) у многих белорусов сложились такие черты характера, как обострённое чувство неуверенности, нерешительность, недостаточная активность, некоторая склонность к депрессии, излишний конформизм, покорность. Однако эти отрицательные черты психологии нередко являются продолжением позитивных морально-духовных качеств – необыкновенной толерантности, сговорчивости, благожелательности.
Ещё одну особенность белорусов отмечает А. С. Лаптёнок: «у белорусского народа очень сильно выражена потребность оправдания своих действий извечной традицией, аппеляцией к прошлому опыту («так жили прадеды и деды»)» *.
Особенности белорусского духовно-культурного наследия определяются исторической судьбой народа, сложностями становления нации, своеобразием исторического пути. История распорядилась так, что Беларусь, без её согласия, в течение столетий являлась местом, где притирались, адаптировались друг к другу две культуры – восточная и западная. Это выработало сильный внутренний иммунитет у белорусов к насильственному «окультуриванию».
Игнат Абдиралович считал колебание между Западом и Востоком и неотнесённость ни к одному, ни к другому основной чертой истории белорусского народа. В начале 20-х годов XX века в своём философском эссе он писал, что несмотря на невыразительную культуру белорусов, смутные исторические пути, у нашего (белорусского) народа нет духовной бедности, он способен идти своим особенным путём для создания собственных форм жизни. Если народ не создал выразительной культуры, так это потому, что в историческом наследии его была великая трагедия народного духа: Беларусь от X века фактически является полем борьбы двух направлений, европейской культуры – западной и восточной… Десятивековое колебание свидетельствует о том, что белорусы, как и украинцы и балканские славяне, не могли присоединиться ни к одному, ни к другому направлению. Мы не стали народом Востока, но и не приняли культуры Западной Европы*.
Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, национальная культура, ценности языка, собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека. Именно духовным традициям, историческому наследию принадлежит исключительно важная роль в осуществлении процесса возрождения и национальной консолидации Беларуси. Возвращение к своим духовным истокам, объективное воссоздание достижений прошлого, как и осознание своего индивидуального исторического пути, означает, прежде всего, возвращение к испытанным временем естественным и жизнеспособным основам и принципам духовно-культурного и социального существования белорусского народа, а также связаны с непосредственным приобщением ко всему богатству общечеловеческой культуры.
Беларусь долгое время находилась в поле влияния двух мощных культур – русской и польской, на нашей территории шла борьба за первенство православной и католической ветвей христианства. Всё это заметно влияло на мировоззрение людей, делая его разорванным и фрагментарным, что мешало самоидентификации народа. Известный русский философ и культуролог Я.Д. Данилевский отмечал опасность трагического финала в жизни народов, которые утратили свою индивидуальность, ‑ превращения их в простой этнографический материал.
Наше место и роль в семье народов всего человечества в XXI веке зависят от нас самих, от нашей работы, нашей способности использовать достижения той цивилизации, к которой мы принадлежим по историческим и культурным корням, включая достижения своей национальной культуры. Лишь в итоге напряжённого социально-культурного творчества можно войти в сообщество наиболее развитых стран мира.
Следует отметить, что современную белорусскую культуру характеризует ярко выраженная гетерогенность. В ее составе можно выделить как минимум три компонента: патриархальный, «советский», «западный», или рыночный.
Патриархальное начало обусловлено господствующим долгое время аграрно-крестьянским образом жизни, крестьянскими корнями большинства белорусского населения, верность прошлому (консерватизм), тягой к земле, патерналистским отношением к государству. Избегание крайностей, терпимость и покладистость своей оборотной стороной имеют нежелание перемен, боязнь ответственности, «абыякавасць» по отношению к социуму и власти.
Советскость белорусов проявляется в агрессивном эгалитаризме, экономическом нигилизме, псевдоколлективизме и ярко выраженном национальном нигилизме («классовое выше национального»). Советские белорусы ориентируются на модель исторического развития Беларуси в составе СССР. Их мировоззрение тесно связано с недавним советским прошлым, идентичность строится на основе принадлежности к мифологизированной общности под названием «советский народ».
Западность белорусов в большей степени выражена у жителей пограничных областей и представителей «среднего класса». Им присущи более высокая степень национальной идентификации, особый менталитет, система ценностей, основанная на рыночных отношениях. Этих людей характеризует высокая самооценка и уровень потребностей, стремление к самореализации, желание рисковать и брать на себя ответственность.
Особую проблему представляет состояние национального самосознания белорусской элиты. В данном случае речь идет не столько о самой идентичности, сколько о ее отражении общественным сознанием. В современном белорусском политическом дискурсе проблема идентичности предопределяется историческим прошлым. Для одних – недавним (70 лет советской истории), для других – периодом Великого княжества Литовского («золотым веком» Беларуси). И в том, и в другом случае игнорируется проблема выбора.
С исчезновением СССР ушел в небытие «советский народ» – понятие, с которым более чем все остальные нации отождествлял себя белорусский этнос. Сегодня стоит проблема выбора социальной ориентации белорусов, их приоритетов в области государственной, национальной, культурной жизни. С начала 90-х годов идет поиск собственной идентичности.
Современной белорусское общество требует открытости, преодоления традиционных стереотипов, креативности, плюрализма. Кристаллизация белорусского «Я», сохранение самобытности, оригинальности и неповторимости культурно-цивилизационного феномена Беларуси, выстраивание отношений с другими культурами на основе диалога, поликультурности – необходимая задача для белорусской культуры сегодня. Следует отметить, что на протяжении всей своей истории пространство Беларуси никогда не было моноэтническим, моноконфессиональным, моноязычным и т.д. Здесь мирно сосуществовали различные этносы, религии, культуры. В нынешних условиях необходимо развивать модель поликультурализма, расширять пространство различных культурных практик, предоставляя тем самым индивиду право выбора собственной идентичности. И здесь белорусское пограничье, социокультурная многовариантность этого пространства должны сыграть свою позитивную роль.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?