logo search
Культур(пособ

10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы

Импрессионизм и постимпрессионизм – художественные направления последней трети XIX в. Термин «импрессионизм» (impressionism — от фр. impression — впечатление) произошел от названия картины Клода Моне «Impression: Soleil Levant», впервые вы­ставленной в Париже в 1874 г. Импрессионизм проявил себя и в живописи (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Де­га, А. Сислей, К. Писсаро), и в музыке (К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин), и в литературе (К. Гамсун, Г. Келлерман, А. Шницлер, О. Уайльд, А. Саймонс).

Истоком импрессионизма стали творческие искания и реалистов, и романтиков. Художники-импрессионисты были настроены на максимальное приближение изображения к самой действительности. Однако в отличие от реализ­ма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионистов интересовало непосредственное, особенное, единичное впечатление от окружающей среды в его субъективном видении художником. Импрессионисты стремились выразить не столько то, что видят (сюжет произведения отходит в импрессионизме на второй план), сколько то, как видят, а новое видение обращалось непосредственно к «зрительной сущности» вещей. Живописными средствами художники пытались отобразить неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды в ее мимолетных изменениях. Изображаемый импрессионистами мир как бы «поплыл», вибрируя, теряя устойчивость и определенность форм.

Импрессионисты, увлеченные поисками новых выразительных средств и изобразительных возможностей, создавая великолепные по живописности полотна, ушли от острых, болезненных социальных и личностных тем и проблем. Их не интересовали идеи, нравы, облик своей эпохи, они делали акцент в своем творчестве на видимых живописных проявлениях мира.

Импрессионизм отличает мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафик­сировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния ок­ружающего изменчивого мира, передать пленэр — игру света и теней вокруг человека и вещей, воздушную среду, естественное освещение, при­дающее эстетический вид изображаемому предмету.

Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832-1883), в 1863 году выставил среди неофициальных художников в известном парижском «Салоне отверженных» свою знаменитую картину «Завтрак на траве». Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций.

Эдгар Дега (1834-1917) прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Круг тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей.

Постимпрессионисты (В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн) все, так или иначе, прошли «школу» импрессионизма. Но живопись импрессионистов казалась им чересчур беззаботной и умиротворенной, слишком настаивавшей на точности воспроизведения увиденного. Сезанн недаром как-то сказал о Клоде Моне, что он – «только глаз» (хотя прибавил, зато какой глаз!). Для постимпрессионистов живопись их предшественников была малоразмышляющей, ориентированной на изображение гармонии линий, света и цвета, живописной гармоничности мира. Постимпрессионисты сделали акцент скорее на его дисгармоничности, диссонансах живописных и социальных, и выражали свою неудовлетворенность жизнью, такой «как она есть». Их картины пронизаны ощущением драматизма, чувствами ярости, боли, тоски. Они изображали гнусность буржуазной «прозы жизни» и «бежали» от нее к естественности природы и нетронутых цивилизацией человеческих сообществ (как Гоген на Таити). Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок и интерес к философским аспектам бытия. И если импрессионисты «размыли» формы окружающего мира, то постимпрессионисты начали процесс их утрирования и, в то же время, акцентирования цвета.

Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839-1906) стоит у истоков современного искусства. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета – зеленый, голубой и желтый.

Поль Гоген (1848-1903) – один из главных представителей постимпрессионизма, в своих картинах изображает жизнь таитян среди тропической природы, в праздничном покое, идеализируя ее. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен выражают красоту естественной природы, нетронутой цивилизацией.

Импрессионисты и постимпрессионисты положили начало новому восприятию окружающего мира, открыли новые приемы и средства художественного выражения, акцентировали внимание на субъективном отражении мира в художественных образах и оказали огромное влияние на появление новых направлений в искусстве начала ХХ в.

Новое время характеризуется становлением искусства как самостоятельной сферы культуры, появлением художника-профессионала, утверждением классических образцов и норм художественного творчества, расцветом разнообразных видов и жанров искусства, формированием художественной критики и художественного вкуса публики.