2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.
В условиях информатизации общества первоочередной задачей для библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. Это выводит на первый план такие задачи как: накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов различных форматах; ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию; расширение информационного пространства библиотеки; автоматизация библиотечных процессов; расширение спектра библиотечных услуг и предоставления доступа к электронным ресурсам; внедрение автоматизированных информационно библиотечных систем; накопление и организация электронных ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов; создание сайтов/электронных библиотек; использование технологий для продвижения книги и чтения; формирование информационной грамотности(обучение с помощью технологий). Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем(АИБС)и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе и создание таких продуктов, как: электр-ые каталоги, элек-ые картотеки, библиографические указ-ли лит-ры, списки новых поступлений итд. Корпоративные элек-ые каталоги. Электронный каталог- машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени, предоставляемый в распоряжение читателей. Э.К. обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным пользователям. Трактовка понятия Э.К.-это библиографическая БД, отвечающая признакам каталога. Э.К,-это библиотечная автоматизированная система или ее подсистема.Э.К.-это онлайновый каталог. Особенности Э.К. -малый обьем свернутой формализированной информации о документах; специфические средства организации поиска(ББК, УДК, файлы авторитетных рубрик итд.); постоянная актуализация инф-ии. Задачи Э.К.-обеспечение библиографического доступа к документу; отражение состава и содержание библиотечного фонда; учет библиотечного фонда. Э.К. Характеризуют-1. Более широкие функциональтные возможности; не нужно создавать систему библиотечных каталогов, потому что есть возможность автоматического формирования различных типов каталогов(АК, СК);ЭК оперативно отражает новые поступления в БФ при минимальных затратах ручного труда ;ЭК не обязан ограничиваться отражение фонда одной библиотеки;- Э.К. может быть различными по территориальному охвату(местным, региональным, национальными, всемирными); 2.Более широкие поисковые возможности: оперативное отражение новых поступлений при минимальных затратах ручного труда; многоаспектовое отражение фондов биб-к, так как есть возможность обеспечить поиск информации по классификационным индексам, предметным рубрикам итд; 3. Дружественный интерфейс ЭК повышает доступность информации для всех членов общества в любое время из любого места; диалоговый характер взаимодействия пользователя с каталогом; результаты поиска выводятся в удобном пользователю виде (списком. Карточками итд.).Поиск в ЭК возможен по любому элементу Б.О.или его части(по инвентарым номерам, по странам, языкам, сериям). Электронная доставка документов –одна из наиболее стремительно развивающихся информационных услуг. ЭДД превращается в один из важнейших способов библиотечно-информационного обеспечения, развивая деят-ть сигнальной инф-ии и поиска в базах данных и вытесняя традиционный межбиблиотечный абонемент( МБА,) что особенно актуально для удаленных пользователей. Основные технолог-ие эапы ЭДД следующие 1) получение заказа на копирование2)обработка заказа3)изготовление копий или их поиск в электронных хранилещах.4) доставка копий заказчику5)расчет и выписка счета6)хранение копий. Виртуальная справка- это онлайновая справочная служба библиотеки, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей. Цель сделать поиск информации комфортным и эффективным. При поиске используется весь справочно-поисковый аппарат библиотеки: традиционные каталоги, картотеки, электронный каталог, правовые БД. Электронные информационные продукты: база данных, презентация, электронный журнал,электронная газета, мультимедийная запись. База данных-это совокупность относящихся к определенной области знания взаимосвязанных данных представленных в определенном формате на машинном носителе. БД-важная и наиболее перспективная составляющая информационных ресурсов современного общества. Один из цифровых продуктов является сайт- электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Электр-ая почта-технология и предоставляемые ею услуги по пересылке в получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети. Недостатки эл. Почты-спам, теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма, возможные задержки доставки сообщения. Видеоконференция- область информац-ой тех-ии обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Видеоконференция-это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Электронная библиотечная система-это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, обьединенных по тематическим и целевым признакам. Снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск док-в и работу сними и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО(федер.госуд.образов. стандарта высшего проф.образования)и иных нормативных правовых актов.
- Билет № 1
- 2. Определение, классификация и функции документов.
- Билет № 2
- 1.Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- 2. Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Билет № 3
- 1..Место и статус библиотековедения в системе наук.
- 2. Видовая структура документального потока.
- 3. Сложность языка.
- Производственно-практическая литература
- Билет № 4
- 1.Миссия, социальная роль, социальные функции библиотеки.
- 2. Закономерности развития первичного документального потока.
- 1. Рост объема документального потока
- 2. Старение информации и документов
- 3. Рассеяние и концентрация документов в документальном потоке
- Билет № 5
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- 2.Машиночитаемый формат библиографической записи: структура, назначение, технология ввода в электронный каталог (эк)
- Билет № 6
- 1.Инновационная деятельность в библиотеках.
- 2. Универсальные информационно-поисковые языки (ипя) используемые в России (удк, ббк). Структура и области их применения.
- Билет № 7
- 1.Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.
- 2.Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- 4.2 Предметные заголовки и подзаголовки
- 4.3 Ссылочно-справочный аппарат япр
- Билет № 8
- 1.Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.
- 2. Основные функции библиографической службы
- Билет № 9
- 1.Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- 2.Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Билет № 10
- 1.База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции, использование в библиотечно-информационной деятельности.
- Билет № 11
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты бз (бо, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).
- Билет № 12
- Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.
- Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (бз). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к бо.
- 2.1 Области и элементы библиографического описания
- 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта
- 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания
- Билет № 13
- Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве. Деятельность Ивана Федорова.
- Билет № 14
- Книжное дело в России в XIX- в начале хх века. Основные направления. Основные издательства.
- Билет № 15
- Современное книжное дело в России.
- Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 16
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- 2. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.
- Билет № 17
- 2. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.
- Билет № 18
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- Билет № 19
- Этика библиотечно-информационной деятельности
- 2. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке.
- Билет № 20
- Организация и методика библиотечно-информационных исследований.
- Билет № 21
- 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система.
- 2. Информационные технологии в библиотечно-информационной деятельности.