3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
Письменность - это система звуков речи, слов, языка, закрепленная на материале при помощи условных знаков. Это способ поймать, остановить, увековечить мысль, облаченную в слово. Письменность - это незаменимое средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мыслей, сохранения и распространения достижений культуры. Письменность - это переклик народов в их истории, это элемент духовного развития и возрождения народов, это прогрессивная тенденция и основа развития культуры.
Первые элементы письменности - это графическая фиксация мысли.
Древние письмена были различны: знаковые, цветовые, пиктограммы, клинописи, идеограммы, иероглифы, алфавит.
Само письмо также менялось: рисуночное, слоговое, звуковое, машинописное, стенографическое, цифровое кодовое.
Славянское письмо, как свидетельствуют раскопки курганов, существовало еще в 1 половине 1 тыс. н.э. Так, на торговых договорах 911,945, 972 годов славяне ставили печати с текстом. На одном из сосудов из Курганов под Смоленском имелась надпись "Гороучща" - горчица. Имеются сведения, что до принятия христианства славяне писали знаками: зарубки, родовые знаки, календарные знаки, знаки языческих праздников, черт и рядов (пиктографическое письмо). Это письмо было непригодно для записи сложных текстов.
Для славянского языка было создано 2 алфавита - глаголица и кириллица на основе прописных букв греческого алфавита с добавлением звуков старославянского языка.
Поскольку кириллица - алфавит более легкий и удобный, менее сложный в начертании букв, то он вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Кириллица в написании прошла несколько моментов:
Устав - IX-XIII века. Это геометрическое торжественное, ровное, архитектурное по форме письмо.
Полуустав - XIV - XV в.в. Письмо теряет архитектурность, торжественность, буквы несколько падают, появляется неоднозначность в их начертании.
Скоропись - XV - XVIII в.в. Буквы различаются по высоте, ширине знаков, крючкотворству, непропорциональности. Скоропись была московская, киевская, белорусская.
Стенография - письмо посредством знаков, появилось в конце XVIII века, существует по сей день, имеется 130 стенографических систем.
Француз Жак Конте приготовил карандаш из смеси графитового порошка и глины, в 1826 г. Мазон придумал машинку для штамповых перьев, в 1935г.- изготовлена первая страничка из небьющегося стекла, что ускоряло процесс освоения грамоты.
До изображения печатного станка книга была - каменной, тростниковой, папирусной, деревянной, кожаной, шелковой, тканевой, восковой, бронзовой, костяной. В качестве орудий письма служили палочки - деревянные, костяные, перья - гусиные, лебединые, стальные, вечные, которыми считают вычислительные машины, карандаши - графитовые.
Многие славянские книжные памятники погибли в период монгольского ига. Осталось лишь 150 книг Древней Руси.
В их числе сохранились "Остромирово Евангелие". Писано в срок 1056 - 1057г.г. Написано дьяком Георгием для Новгородского посадника Остромира. Книга имеет большой формат, писана на пергаменте, ровными, красивыми буквами - уставом, украшена миниатюрами, изображающими евангелистов. Качество книги свидетельствует, что мастера до нее много писали, имеют искусный опыт. Миниатюры, украшающие книгу по композиции, рисункам, орнаменту - исполнены с высоким мастерством. Книга после Остромира хранилась в Софийском Соборе в Новгороде, затем в Москве. В 1720 году после указа Петра 1 о сборе древностей, она хранилась в Кремлевской церкви, затем в Петербурге. В 1805 году книгу обнаружили в гардеробе Екатерины II. Она была передана в Публичную библиотеку Салтыкова - Щедрина в Санкт - Петербург, где хранится и сейчас.
Вторая и третья по времени книга Древней Руси "Изборник" великого князя Святослава Ярославовича (Киев, 1073, 1076). Это сборник молитв, церковных текстов, нравоучений религиозного и бытового характера. К нему прилагается список книг, которые церковь запрещает читать верующим, так называемых "отреченных книг". Это первое проявление цензуры, так как в списке названы книги не церковного содержания, бывшие в обиходе в XI веке, но не сохранившиеся до наших дней.
Четвертая книга по времени "Архангельское Евангелие 1092г.
Прежде всего, необходимо заметить, что с принятием христианства, появлением алфавита и письменности, на Русь начали поступать переводы с греческого. А.С. Пушкин заметил, что" греческий язык открыл славянскому свои законы, прекрасные обороты, величественное течение речи, усыновил его, избавив от медленных усовершенствований времени". Благодаря расширению письменности на Руси началось распространение знаний, усилился обмен информацией, началось приобщение к книге и культуре.
Удивительно содержательными историческими документами были летописи. Первоначальные летописные документы писаны на основании византийских хроник, народных преданий, песен, былин, легенд и сказаний. Летописцы воспроизводят события седой старины вплоть до 4 - 6 веков н.э. С IX века в летописях даты уже фиксируются, устанавливается исторически последовательное повествование, в них вводятся документы, жития. Летописи зачастую включали в себя материалы по мировой истории, о сотворении мира, о всемирном потопе, о вавилонском столпотворении. Так, повествование о Борисе и Глебе начато рассказом из истории вселенной от сотворения мира.
Наиболее древними из летописей являются "Древнейший свод" - 1039г., "Начальный летописный свод" - 1093г., которые стали базой "Повести временных лет".
Летописец Нестор - монах Киевско-Печерского монастыря, свел воедино сведения о том, откуда пошла русская земля, кто в Киеве "нача первее княжити и откуда русская земля есть". "Повесть временных лет" - есть общерусский летописный свод, в нем помещены известия о русских землях - Новгородской, Суздальской, Черниговской, Переяславльской и др. Привлечены источники этнографического, летописного, литературного (сказания, песни, былины, легенды), былинного, географического характера, включен "Летописец вскоре" патриарха Никифора, "Житие Василия Нового" - сочинения греческого автора.
Общеизвестно, что "Повесть временных лет" не понравилась Владимиру Мономаху. По его желанию "Повесть временных лет" переработана в одном из монастырей. После чего стала называться Лаврентьевской летописью.
В 1116 г. имя Нестора вообще из заголовка убрали, убраны также сведения о Святополке, летопись дополнена сведениями о Владимире.
В 1118 году в связи с княжением Мстислава (старшего сына Владимира Мономаха) Лавреньевская летопись дополнена новгородскими событиями и названа Ипатьевской летописью.
Позже появились "Троицкий летописный свод" - 1408, "Московский" - 1480, "Свод Новгородских летописей" - 11 -15 веков.
Наряду с богослужебными книгами переводились светские: природоведческие, исторические, военные, лирические.
На основе старославянского возникает древнерусский литературный язык. Он обслуживал жизнь государственную, общественную, культурную, гражданскую. На нем написаны "Русская правда", "Поучения" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", летописи и др.
Книга на Руси воспринималась как гонитель пороков, лучшее завещание поколениям, огромная духовная сила, начало всякого знания, откровенная исповедь народов.
Круг чтения древнерусских людей был очень широк: в числе наиболее читаемых были:
Жития святых - биографии церковных деятелей;
Прологи- сборники, объединившие жития;
Четье - Миней (12 томов) - обширные рукописи исторических произведений, летописные своды, прологи, хронографы .
Патерик - сборник, объединяющий жития по дням недели, месяцам, церковные праздники, дни святых;
Шестодневы - беседы о творении мира в 6 дней;
Палеи - пересказы, изложения ветхозаветных библейских историй;
Физиологи - переводные сборники о свойствах живой и неживой природы;
Повести - поучения, летописи, справочники;
Хронографы - истории зарубежных стран;
Синопсис - 1674, 1678, 1680 г.г. - это собрание разных летописцев в одной книге.
Апокрифы - библейские сочинения, не употребляемые в церкви: "тайные, сокровенные", так называемые "отреченные книги"
В качестве светских памятников древнерусской литературы XI - XIV веков можно назвать "Повесть временных лет", "Слово "О законе и благодати" митрополита Иллариона", "Изборники" Святослава 1073 и 1076 г.г., "Поучение" Владимира Мономаха, "Сказание о Борисе и Глебе", "Хождение" игумена Даниила, "Слово Кирилла Туровского в новую неделю после пасхи", "Слово о полку Игореве", "Повесть о походе Игоря Святославовича на половцев (по Киевской летописи)", "Повесть о походе Игоря Святославовича на половцев (по Суздальской летописи)", Киевско-Печерский патерик.
Апокрифы оказывали не малое влияние на мировоззрение восточных славян. В качестве сочинений, относящихся к "отреченным книгам", были: "Мартолий" - книга, основанная на астрологических данных и касающихся рождения человека, его болезней.; "Чаровник" - книга об обращении людей в зверей и птиц; "Громник или Молнияльник" - это приметы по грому на разные числа месяца, касающиеся плодородия, болезней; "Колядник" - сборник примет, касающихся урожая, погоды, дня рождества; "Метания" - книга гадания, где подобраны цитаты, приписываемые различным святым; "Сносудец", "Сонник" - сборники примет, разгадывающих сны; "Волховник или Трепетник" - книга гадания по нервным подергиваниям; "Лунник" - гадательная книга о погоде, судьбе, жизни, здоровье, добре и зле; "Рафли" - книги гаданий астрологического характера; "Альманах" - астрологический календарь, "Тайная тайных" (Аристотелевы врата) - перевод с еврейского, переписки Аристотеля с Александром Македонским, в ней - наставления людям, гадальные таблицы, рекомендации царствующим особам; "Звездочетцы" - сборник примет по знакам Зодиака.
Книга, как говорил Н.М. Карамзин, была инструментом познания и преобразования российской действительности
На века осталось устное народное творчество восточных славян. Оно было формой общения, элементом познания своей истории, проявлением настроения и души, дарования, народной мудрости как творения веков.
Устное народное творчество многообразно. Оно включает: колыбельные, пестушки, потешки, перевертыши, заклинания, причитания, приговоры, игровые припевки, считалки, скороговорки, сказки, поговорки, пословицы, анекдоты, частушки, песни (календарные, хоровые, игровые, плясовые, лирические, обрядовые, разбойничьи, солдатские), былины.
Следует различать понятия "пословица" и "поговорка".
Поговорка - это образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое - либо явление жизни. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщающего, поучительного смысла, законченности: положить зубы на полку, когда рак на горе свистнет, ни кола - ни двора, пустить красного петуха, семь бед - один ответ, доносчику - первый кнут.
Пословица - афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме: злой человек как уголь: если не жжет, то чернит; не будет пахотника, не станет и бархатника; большой говорун - плохой работун; дружно - не грузно, а врозь - хоть брось; свои сухари - лучше чужих пирогов; где слуги в шелках, там бояре в долгах.
Былины - многовариативные повествования: исторические, героические, социально-бытовые, батальные, лирические, в основном о богатырях всей Руси. Сказители напевали былины в многолюдных местах, на праздниках, торжествах и в горьких случаях. Любители эпического творчества - изыскатели, ученые филологи собрали более 3000 записей былин, которые составляют сокровищницу славянского литературного творчества.
Былины собраны благодаря исследовательской и поисковой работе дореволюционных ученых - Р. И. Буслаева, О. Ф. Миллера, А.Н. Веселовского, Л.Н. Майкова, А.В. Маркова. В итоге анализа различных очагов былинного эпоса и собирательства появились труды К. Данилова в 4 томах; П.Н. Рыбникова (в основном песни) - 1867г.; А.Ф. Гильфердинга "Онежские былины" - 1871г; А.В. Маркова "Беломорскеие былины" - 1901г; А.Д. Григорьева "Архангельские былины и исторические песни" - 1901г; Н.Е. Ончукова "Печерские былины" - 1904г.. Борис и Юрий Соколовы "Онежские былины" - 1948г, А.М. Астаховой "Былины Печоры и Зимнего берега" - 1961г и др.
Апокрифы: "Сказание, как сотворил бог Адама", "Повесть о Китовграде", "Хождение богородицы по мукам".
Переводная житейская литература: "Житие Алексея - человека Божия", "Повести из "Синайского патерика".
Переводные повести: "Повесть об Акире Премудром", "Александрия", "Физиолог".
Памятники литературы периода феодальной раздробленности в XIII -XIV веках: "Моление Даниила Заточника", "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237г.", "Слово о погибели Русской земли", "Житие Александра Невского".
Если коснуться более позднего периода -XIV - XVI веков, то надо отметить, что, когда на Руси появился типографский способ издания книг, увеличился интерес к светской книге, справочной, учебной, рекомендательной. По формам, жанрам литература отличалась многообразием. Первыми типографскими книгами являлись "Апостол", "Часовник", "Непрестольное Евангелие". За 100 лет печатный двор выпустил более 480 названий книг различной направленности и тематики. С начала XVII века в числе изданных книг особенно выделяются интересные исторические труды, имеющие личностное авторское начало. В их числе:
Летописец - Ф. Волконского
Титулярник - книга об избрании на престол
История о царях и великих князьях земли Русской - Ф.А. Грибоедова
Обширный синопсис русский - Пантелеймона Кохановского
Мазуринский летописец Исидора Сназина
Летопись рода князей Черкасских до 1670 г.
Генеалогия рода Римских - Корсаковых.
Скифская история - А.И. Лызнова
Созерцание краткое, Известие истинное - Сильвестра Медведева
Несмотря на то, что названные произведения носили компилятивный принцип отбора и заимствования материалов, однако шел положительный процесс накопления, отбора и систематизации исторических сведений. Многие личности стремились потратить время, опыт на изложение отечественной истории, конкретных прижизненных процессов, личного впечатления от времени. В центре описаний находилась проблема происхождения славян, их культуры, образования ими первых княжеств и княжеских династий, а также возникновение, развитие и становление славянского государства. Позднее на этот счет существовали теории: нормандская, сарматская, балканская.
Как пример княжения можно привести деятельность Ярослава Мудрого (978 – 1054). Он написал устав «Русская правда» - закон Киевского государства, так называемый – судебник. Она освящает частную месть, преследование убийцы родственниками убитого, определяет откуп за разные преступления и пеню в княжескую казну, допускает судебный поединок, испытанием каленым железом и кипятком, очистительную присягу.
Ярослав был набожен до суеверия. Он велел выкопать из могил кости своих дядей, умерших в язычестве, и совершить над ними обряд крещения.
Ярослав женил своих 5 сыновей на дочерях королей, графов Европы, четырех дочерей выдал замуж за королей Норвегии, Венгрии, Дании, Франции. Сын младшей дочери Анны Филипп положил начало династии королей Филиппов Бурбонов. Таким образом, Ярослав через своих детей породнился со многими правящими династиями Европы.
В царствование Ярослава Мудрого в Киеве, Чернигове, Новгороде построены величественные здания, церкви (в Киеве их было 400). При нем появились первые монастыри. Крупнейший из них Киево-Печерский. Ярослав основал первую на Руси библиотеку в софийском соборе.
Славяне оставили потомкам образцы напряженной работы мысли и сердца, которые раздвинули познание основ их нравственности. В качестве произведения, раскрывающего мораль, нравы, традиции того времени можно назвать "Поучение" Владимира Мономаха своим сыновьям, где он наставлял их: "Бога блюди и душу свою очищай, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню твори неоскудную, то бо есть начаток всякому добру. Поистине, дети моя, разумейте, како ти есть человеколюбец. Бог милостлив и премилостлив. Мы человеки грешны и смертны, а Господь наш, владея и животом и смертью согрешения наши терпит. Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, вдовицу оправдати сами и не давайте сильным погубите человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его. Больного посетите. И человека не минете, не привечая, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте им над собой власти.
Старого чтите как отца, а молодых как братьев.
Чего имеете хорошего, то не забывайте, а чего не имеете, тому учитесь.
Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию.
Элементы заимствований в семье жизненного опыта, нравственности не были славянами потеряны. Можно считать, что воедино, более полно они сведены позднее в "Домострое". "Домострой" длительное время считался бесспорным и незабываемым учителем для всякого живущего в России. Он содержит полезные сведения, поучения, наставления всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам. В книге 64 наставления. Автор - неизвестен. Лишь в середине XVI века протопоп Благовещенского Собора в Москве Сильвестр - духовник Ивана Грозного отредактировал "Домострой", добавив его несколькими советами. Он поучал, что выполнение условий "Домостроя" делает человека нравственным, рачительным, хозяйственным, добрым семьянином. Вот несколько положений из "Домостроя":
страх божий имей в сердце своем и по заповедям его ходи;
царя бойся и служи ему верою и всегда о нем бога моли;
наказуй дети в юности - покоит тя на старость твою. И даст красоту души твоей, и не ослабляй, бия младенца, аще бо жезлом биеше его не умрет, но здравие будет. Ты бо бия его телу, а душу избавляет от смерти. Любя же сына своего, учащая ему раны. Казни сына своего измлада и порадуешься о нем в мужестве. Живи с чистой совестью, по законам христианским и чад своих научай следовать этому. Благо получишь, если убогих и скорбящих посетишь и по силе твоей поможешь. Дело каждое начинай делать, руки очистив и трижды перекрестясь. Жена да убоится мужа своего, муж должен ежедневно жену бить, затем, чтобы хозяйству приучать, послушною быть, экономною быть. Гостей принимай, мужа своего возвышая, лучшее на стол подавай. За дворовыми смотри, чтобы серебряную посуду не крали.
В целом, анализируя древнерусскую литературу, можно сказать, что она с первых своих шагов заявила себя как выразительница общерусских интересов, способствовала рождению национального самосознания, единению, поиску взаимопонимания, соборности.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры