logo search
История культуры, 3 курс

Новгородская школа иконописи

Икон писалось больше чем фресок, но их меньше сохранилось из-за недолговечности материала. Иконопись продолжала византийскую традицию, оттуда же был перенят канон.

Самые старинные киевские иконы – это привезённые из Византии, работы VI в. В России наиболее старыми являются византийские иконы XI в. Хотя в обоих случаях иконы были написаны вне России, в искусствоведении они считаются русскими, поскольку издавна находятся в нашей стране, положив начало местной иконописной традиции.

В течение 200-300 лет после принятия православия большинство икон были привозными из Византии (XI, XII, часть XIII в.). В XIII в. в разных регионах постепенно формируются самобытные иконописные школы. Исходными образцами для копирования (изготовления списков) служили византийские иконы, затем делали списки со списков, постепенно отходя от оригинала, вплоть до смены цветовой гаммы и композиции. На этом основании византийские иконы, привезённые в то или иное княжество, отнесены искусствоведами к началу соответствующих школ.

Новгородская школа иконописи – яркое явление в древнерусском искусстве. Художественный уровень её был сравнительно высок (по сравнению с Псковом). Наиболее ранние иконы – византийского происхождения:

- «Апостолы Петр и Павел» (XI в.) – больших размеров, отреставрирована 3 г. назад, хранится в Новгороде;

- «Святой Георгий» (начало XII в.), хранится в Успенском соборе Московского кремля; не привычное конное, а поясное фронтальное изображение молодого воина с мечом и копьём в руках, т.е. символами защиты (меч) и страданий Христа (копьё);

- «Знамение»; хранится в Софийском соборе Новгорода;

- «Спас Нерукотворный» (XII в.); хранится в Третьяковкой галерее; по учению церкви, шедшему на Голгофу Христу женщина из толпы протянула плат, и на нём отпечаталось изображение; лик суров, лаконичен, симметричен, изображался на хоругвях войска;

- «Устюжское Благовещение» (XII в.), Третьяковская галерея; тяжеловесные, мощные, реалистичные фигуры с попыткой передать объём пластикой и светотенью, что характерно для ранневизантийской школы; название связано с г. Великий Устюг, входившим в состав Новгородской боярской вечевой республики;

- «Облачное Успение» (конец XII – начало XIII в.); на золотом фоне маленькие облака, на них святые, прилетевшие поклониться Богородице; единственная в своём роде икона Успения, отходящая от канона.

В XIII в. в русских княжествах появляются любимые святые, прежде всего Святой Николай Угодник. Пишутся их иконы.

- «Николай со святыми» (начало XIII в., Третьяковская галерея); византийская живописно-пластическая трактовка объёмов;

- «Святой Николай» (середина XIII в., Русский музей); постепенно формируется местная традиция иконописи, и эта икона позволяет наблюдать эволюцию: появляются линеарность, абстрактность, обводка, плоскостной характер, уход от объёмов и пластики; линия на первом месте. Это коренится в характере русског человека, стремящегося уйти в мир духовный как альтернативу миру материальному. Это отличает православную школу от западнохристианской, стремящейся показать Христа наиболее реалистично. Русский авангард начала XX в., таким образом, имеет глубокие культурные корни.

- «Никола Липинский» (1294 г., Новгородский музей); иконы начинают подписывать только с XV в., но эта подписана в порядке исключения, очевидно, по желанию заказчика; указана дата написания, мастер Алексий Петров, Ф.И.О. заказчика, и какому храму предназначается. Икона полностью плоская, линия превращается в декоративный орнамент.

В XIII в. в Новгороде появляются новаторские иконы, так называемые «краснофонные». Вместо золотого фона появляется красный цвет, что было отходом от канона:

- «Еван, Георгий и Власий» - наиболее старая из сохранившихся краснофонных икон;

- «Чудо Георгия о змие» (XIV в., русский музей); вокруг центрального изображения несколько клейм с сюжетами жизни СвятогоГеоргия;

- «Святой Фома»;

- «Пророк Илия»;

- «Молящиеся новгородцы» (XV в.);

- «Битва новгородцев с суздальцами» (две иконы, одна первой половины XV в., другая конца XV –начала XVI в.); представляет собой предшественницу исторической живописи. Т.к., в отличие от Европы, на Руси не было светской живописи, историческое событие могло быть изображено только на иконе. Также на этой иконе изображена икона «Знамение»;

- «Борис и Глеб» - первые русские святые; было принято изображать их в полный рост или на конях.