logo search
26-86

1.3.2. Культурологическая концепция о. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) («Закат Европы» в двух томах) пер­вым на Западе выступил против классической историографии и линей­ной концепции истории. По его мнению, над морем первобытных куль­тур удалось подняться лишь восьми культурам высшего типа. К ним он отнес египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, майяскую (культуру индейцев племени майя), аполлоническую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую) и фаустовскую (западноевропей­скую).

Каждая культура представляет особый, «замкнутый», изолиро­ванный и индивидуально-неповторимый организм. Время рождения каждой из них — эпоха великих свершений, подвигов, эпоха «пробуж­дения» души культуры. Вместо идей-принципов — «народных духов» у Гегеля — Шпенглер выделяет индивидуальные и неповторимые души «высоких культур». Вместо гегелевского единства национальных идей в общем процессе развития «мирового духа» — самостоятельность и непроницаемость друг для друга отдельных культур, а следовательно, исчезновение единой общечеловеческой культуры.

Культура живет активной, творческой жизнью не более 1200- 1500 лет. Вырвавшаяся из первобытного хаоса, «пробудившаяся» душа культуры проходит замкнутый цикл: весна, лето, осень, зима. Культура превращается в «цивилизацию»- Но наступает время «заката» куль­туры. Она изживает себя, а ее душа умирает, оставляя разнообразные памятники и следы.

Таким образом, в концепции Шпенглера:

  1. восстановлен гегелевский «духовный» взгляд на культуру, но от­брошено представление о ее общечеловеческом характере;

  2. выделено и описано восемь культур-индивидуальностей;

  3. выявлен общекультурный циклизм и неизбежность превращения «культуры» в «цивилизацию»;

видно преобладание иррационально-пессимистического взгляда, не требующего поиска выхода из необратимости.