logo search
Б

2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора

Загадки вошли в состав произведений многих жанров устно­го народного творчества. В них загадки могут представлять со­бой след древнего синкретизма либо отражать более позднее

явление фольклорного синтеза. Только специальное исследова-'ние каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Собиратели отметили использование загадок в народном сва­дебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в 1908 г. в Белозерском крае Новгородской губ., жених с дружками выкупает места, занятые девушками. Выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяны (сваръба — свадьба) отгадают загадки. При этом загадки загадывает особый загад­чик, который сидит за столом с девицами рядом с невестой. За каждую неотгаданную загадку платили деньги. Особенность зага­док, записанных Соколовыми, состоит в том, что отгадывающий иногда не называет отгадку словом, а подает (выставляет) ее.

Вот несколько примеров: «"Подайте монаха в белой рубахе". Дружка подает вина в бутылке. <...> "Подай мне золотой костыль, штобы нашей невесте, молодой княгыне, было на што уперетсы". Тогда дружка выс­тавляет жениха: "Вот костыль золотой". <...> "Подайте мне старово, горбатово, на рожу страшново, во хмелю дурново". Дружка дает бутылку водки. "Давайте нашей княгыне, состройте цетырефугольнюю горницу с серебряной крышой". Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блю­до, & наверх кладет серебряную монету. <...> Если таким образом все загадки будут отгаданы, загадчик с девками выходит из-за стола и усту­пает место жениху с сваребьянами. Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених»1.

Давно отмечена значительная и многообразная роль загадки в сказках. В некоторых сюжетах главному герою прямо или кос­венно задают загадку, которую он должен отгадать ("Пойди туда, не знаю куда" — СУС 465 А; Девушка на службе у ведьмы — СУ С 428; Беззаботный (беспечальный) монастырь — СУС 922 и мн. др.2). В анекдотических сказках загадка может предстать в форме комического словотворчества.

В собрании А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки" напечата­ны три сказки, которые составитель озаглавил "Солдатская загадка" (СУС 1544А*). Две из них почти целиком состоят из загадок. В тексте под

392 к старушке зашли на отдых солдаты. Хозяйка потчует их хлебом и квасом, хотя в печи был вареный петух — в горшке, под сковородой. Солдаты это дело смекнули... Когда старушка вышла на двор, солдаты вытащили из горшка петуха, а на его место положили ошметок — изно­шенный старый лапоть. Вернувшись в избу, старуха загадывает солдатам загадку. Происходит своеобразный диалог: "...скажите-ка мне: ныне в 'Пенском, Черепенском, под Сковородным, здравствует ли Курухан Куруханович?" — "Нет, бабушка!" — "А кто же, детоньки, вместо его?" — "Да Липан Липанович". — "А где же Курухан Курухано­вич?" — "Да в Сумин город переведен, бабушка". В загадках старухи и солдат названия предметов изменены так, что измененное слово начина­ется звуком или звуками отгадываемого предмета: в Пенском — в печи; Черепенском — горшке (черепок); под Сковородным — под сковород­кой; Курухан — петух (кур); Липан.— лапоть из липового лыка; Сумин город — сумка. Аналогичным образом построены загадки старухи и сол­дат в тексте № 393. Здесь в загадке старухи фигурируют: Курлинский-Мурлинский (журавль), Небесинск (небо), Печинск (печь), село Гор-шенское (горшок). В загадке солдат перечислены почти все эти названия и добавлены город Суминск (сумка) и село Заплечинское (плечо)1.

Загадки встречаются и в песнях. Например, в песне "Донс­кой казак в плену турецком" казак освобождается из плена, от­гадав три загадки турецкого паши.

Казак просит отпустить его на волю.

Отвечает ему турецкий паша:

"Загадаю я тебе, донской казак, три загадочки;

Отгадаешь ты мне три загадочки,

Тогда-то я отпущу тебя на Тихий Дон:

Чего у нас на свете без ног резво бежит?

Чего у нас на свете без крыл скоро летит?

Чего у нас на свете без огня жарко горит?"

Отвечает ему донской казак:

"Без ног у нас бежит твое судно легкое,

А без крыл-то летит буйный ветер,

Без огня-то печет на свете красное солнышко"1.

Загадки иногда переходят в пословицы, становясь и тем и другим. Например, выражение Ничего не болит, а все стонет

может быть и загадкой о свинье, и пословицей о ханже, попро­шайке. Пословицы также могут переходить в загадки: В городе рубят, к нам щепки летят (письма, вести); В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи (нищий).