logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм

Язычество произошло от слова "языки", т.е. народы, племена, означает "многобожие". Это религия, вера, мировоззрение. Язычество - религия не военная, а хозяйственная, природная, она длительное время была движущей силой духовного развития славянства. Это форма проявления духовной культуры, комплекс представлений, воззрений, идущих из глубины тысячелетней истории славянства.

Язычество - это целый комплекс первобытных культов, верований, которые отражали зависимость племен от окружающей природы: космоса, звезд, духов предков, животных, солнца, ветра, дождя, растительного мира, пращуров. Язычество - это своего рода форма освоения, осмысления человеком природы.

В зависимости от различных исторических эпох язычество вмещает несколько разновременных пластов:

  1. Архаичный пласт - одухотворение природы, вера в добрых и злых духов, управляющих стихиями и земными объектами, почитание земли, воды, огня, животных, растений.

  2. Пласт, вмещающий семейно - родовые и аграрные культы.

  3. Племенные культы, наличие у племени своих богов - покровителей, символизирующих стихии. Так, например, Перун - бог грозы и молнии, Сварог и Даждьбог - солнечные божества света и блага, Сварожич - бог огня, Стрибог - бог бурь и ветров, Велес - покровитель скотоводства, Род и Роженица - боги плодородия, Мокош - женское начало природы и женских работ.

У славян имели силу также боги Родомысл, Чур, Чернобог, Триглав, Хорс, Светолиб, Белбог и другие, которые были первого и второго порядка. Язычество формировало обряды, обычаи. Одни племена хоронили умерших в земле, другие - сжигали, тем самым быстрее отправляли души в небесное плаванье. Сжигали умерших в специальных местах - алтарях в виде треугольника, квадрата или круга, которые назывались крада.

Племена особо чтили медведя как своего пращура, отсюда его не убивали и свято почитали созвездие Большой и Малой Медведицы.

Долгое время в изобразительном, художественном, декоративно - прикладном искусстве существовали мотивы и символы языческой веры и мифологических преданий.

Славяне в пору язычества имели храмы и жрецов. Капище - культовое сооружение в дохристианский период. Пантеон - место, посвященное всем богам, где выставлены идолы - статуи богов. Позже племена и языческая религия уже не имели религиозного культа (храмов, священнослужителей, церемоний богослужения). Культ заменили обрядовые праздники - календарные, сезонные, по временам года, свадьбы, похороны, колядки зимние и летние, праздники в честь воды и деревьев. Они сопровождались песнями, плясками, музыкой, хороводами, что способствовало развитию фольклора, театра, искусства танца, музыки, пения.

Язычество имело также несколько негативных аспектов:

Не случайно попытка князя Владимира создать из язычества государственную религию через Пантеон 6 главных богов не увенчалась успехом.

Русь нуждалась в духовном единении. В качестве главных средств для этого князь Владимир усматривал религию. Наиболее подходящей для Руси мыслилась религия - христианство, как единобожие, как контркультура язычеству. Христианство - монотеизм, с иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, с проповедью непротивления злу насилием, с триединым Богом.

В 988 году Русь была крещена, языческие культы запрещались. Но христианизация Руси затянулась на многие века, население оказывало сильное сопротивление, языческие верования и обряды вытеснялись с трудом, ибо они тысячами нитей были связаны с духовной, хозяйственной, творческой, художественной деятельностью народных масс.

В силу этого христианство приспосабливалось к укладу жизни, языческому сознанию, языческим культам, обычаям, праздникам, условиям существования славян. Почитание идолов - богов сохранилось в конечном итоге в виде культа почитания икон. Боги слились с образами святых: Перун - с образом Ильи Пророка, Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Мокош слилась с Парасковьей Пятницей, Род слился со словом Бог.

В результате духовная жизнь славян становилась неоднозначной, здесь наличествовали элементы традиций, обычаев, обрядов, привычек, нравов, укоренившихся в языческую эпоху. Одновременно они совмещались с новыми религиозными христианскими понятиями, заповедями, требованиями, правилами: крещением, причащением, исповеданием, венчанием, отпеванием, строительством и убранством храмов, подготовкой священнослужителей и совершением религиозных служб, проявлением милосердия и доброты. Сочетание в духовной жизни народа традиций древности и новой религии называется религиозным синкретизмом.

Принятие христианства Русью, как отмечают историки, заимело далеко идущие прогрессивные реалии:

Один из крупных мыслителей России И.А. Ильин, оценивая роль христианства в развитии мира и России, отмечает:

  1. Христианство есть великий политический переворот нашей планеты. В этой священной стихии обновился мир.

  2. Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца - чувства и любовь, исходящие из сердца созерцания - видения, воображения, в то время, как католицизм - ведет веру от воли к рассудку, протестантизм ведет веру от разума к воле. В этом он видел отличие, определяющее русскую православную душу.

  3. В нравственной области православие дало русскому народу острое чувство правды и кривды, добра и зла, оно воспитало в русском народе дух жертвенности, служения, терпения и верности. Оно верно и мудро разрешило задачу – правильного отношения между властью и церковью.

  4. Православная монастырская культура положила начало к русской историографии и русскому национальному самосознанию. Православное учение о бессмертии души дало русской армии все источники рыцарства, бесстрашия, послушания. Русское искусство изошло из православной веры, русская живопись изошла от иконы, русская литература пошла от церкви и монашества.