10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
Интенсивное развитие естественно‑научных исследований, особенно в сферах биологии, медицины, формирование материалистического мировоззрения существенно повлияли на художественное творчество и эстетическое сознание всего XIX столетия. В искусстве (особенно в литературе) активно развиваются тенденции к реалистическому и натуралистическому типам творчества, которые получили и соответствующую теоретическую поддержку, прежде всего у самих писателей‑реалистов и натуралистов. Реализм – направление в искусстве XIX в., целью которого являлось наиболее полное отображение действительности художественными средствами.
В литературе XIX века реализм связан с именами О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Г. Флобера, Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Достоевского и многих других. В музыке – Верди, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. В театре – Станиславский. Крупномасштабно и реалистическое изобразительное искусство XIX столетия, ярчайшими представителями которого стали французские живописцы Т. Русо, К. Коро, Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье и русские художники-передвижники Крамской, Айвазовский, Шишкин, Репин.
Реалистические тенденции можно обнаружить и в искусстве ХХ в. В литературе реализм нашел свое отражение в творчестве У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, А. де Сент-Экзюпери, М. Горького; в кино – И. Бергмана, М. Антониони, Ф. Феллини и др.
Реалистическое искусство ставило своей главной целью познание социальной действительности с помощью художественных средств, пыталось выявить и изобразить конкретную жизнь людей в ее общественной и исторической динамике, в ее социальной, нравственной, психологической конфликтности и драматизме. Для реализма характерна критика социальной несправедливости, обличение индивидуальных и общественных пороков и призыв к реальной борьбе с ними.
Писатели и художники стремились к правдивому изображению характеров и событий окружающей их реальной жизни, точному воспроизведению типических характеров в типических обстоятельствах. Изображение «типического» – это не простое и бездумное копирование действительности во всех ее деталях, но особый способ художественного обобщения фактов, накопленных при наблюдении за этой действительностью; выявление в ней существенных, характерных черт, явлений, типажей и выражение их в уникальных индивидуализированных художественных образах. Реалистическая линия в искусстве XIX столетия исходила из необходимости сознательного творчества художника, познающего, анализирующего действительность для художественного обобщения. Вымысел был допустим, но до известного предела. В искусстве ценилась выше всего точность в изображении того, что видишь и знаешь, точность в выражении художественной мысли. Художник вскрывал истину мира, искал правду жизни, которая заключалась не только в гармонии, изяществе или красоте, но и в дисгармонии, вбирающей всю «неулаженность и неуспокоенность жизни».
При этом реалистов больше всего привлекала жизнь наиболее обездоленных и угнетаемых в бурно развивающемся капиталистическом обществе слоев населения, людей, которые до этого практически никогда не попадали в поле зрения искусства, а если и попадали, то в предельно идеализированном виде. Художников и писателей‑реалистов они интересуют как раз в их неприкрытой, часто трагической и драматической реальности. Более того, писатели‑реалисты нередко пытались выявить и показать социальные причины угнетенного положения большей части трудового населения капиталистического мира Европы. Многие из реалистов часто сознательно ориентировались на революционные социальные, экономические, политические учения того времени, а теоретики социальных реформ и революций активно опирались на творчество этих писателей и художников.
Для реализма XIX в. была характерна критическая, социально заостренная ориентация. Пафосом разоблачения антигуманной, безнравственной деятельности, как отдельных представителей господствующего класса, так и общей социально‑политической и экономической ситуаций пронизаны многие произведения английских, французских, русских писателей‑реалистов.
Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Его главное произведение, эпопея «Человеческая комедия», должно была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Своему титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, но создал только 90 романов и новелл. Герои Бальзака изображены как различные общественные типы, поступки которых определяются классовыми интересами и противоречиями.
Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812-1870), основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В романе «Приключения Оливера Твиста» писатель изобразил капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Его герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивается личного счастья. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной несправедливости.
Крайним выражением реализма стала эстетика натурализма, которая сложилась в последней трети XIX в. под воздействием идей позитивизма О. Конта, естествоиспытателя Ч. Дарвина, ботаников, физиологов, медиков, социальных историков того времени. Среди его главных представителей исследователи называют писателей Э. Золя, братьев Э. и Ж. Гонкур, А. Хольца, П.Д. Боборыкина и др. Противопоставляя себя классицистам и романтикам, натуралисты стремились вывести литературу на уровень «точного знания» современных им естественных наук. Для этого они пытались в своем творчестве и теории активно использовать достижения естественных и отчасти социальных наук, перенести на искусство в целом приемы и методы эмпирического естествознания.
Писатель, согласно натуралистам, должен как естествоиспытатель внимательно изучать человека, факты его жизни и деятельности и предельно документально изображать их в своем творчестве. При этом для них не было низких или высоких тем и сюжетов. Жизнь проявляется во всех сферах и на всех уровнях, и соответственно писатель должен так и изображать ее, почти с фотографической точностью во всех ее позитивных и негативных проявлениях. Под влиянием социал‑дарвинизма и физиологического детерминизма натуралисты изображали жизнь и поведенческие ситуации людей как следствие их врожденных интенций (расовых, наследственных, патологических и т.п.) или как результат биологической борьбы за существование. Художник должен выявлять и изображать «основной характер» человека, определяющийся расой (комплексом наследственных характеристик), средой обитания (географической, социальной) и конкретным историческим моментом. Искусство представлялось им собранием документальных фактов жизни, на основе которых экспериментально можно было сделать определенные позитивные для человечества выводы; некой лабораторией, в которой возможно точное моделирование определенных жизненных ситуаций.
Э. Золя посвятил теории «натурализма» ряд работ («Экспериментальный роман», «Натурализм в театре», «Романисты‑натуралисты»), в которых дал свое понимание натурализма. Предлагая называть писателей‑натуралистов «моралистами‑экспериментаторами» по аналогии с медиками‑экспериментаторами и физиологами, он с гордостью заявляет, что их функции близки. Если медики и физиологи на основе своих экспериментов могут научно обоснованно лечить телесные болезни человека, то писатели путем аналогичного эксперимента с человеческими душами получают возможность управлять интеллектуальной и душевной жизнью человека, улучшать ее. «Одним словом, – писал он, – мы – моралисты‑экспериментаторы, показывающие путем эксперимента, каким образом проявляется страсть в определенной социальной среде. В тот день, когда мы поймем механизм этой страсти, можно будет воздействовать на нее, ослабить ее или хотя бы сделать ее как можно более безобидной. Вот в чем польза и высокая нравственная ценность наших натуралистических произведений, которые экспериментируют над человеком, разбирают и вновь собирают деталь за деталью человеческую машину, чтобы заставить ее действовать под влиянием различных обстоятельств. Когда с течением времени мы откроем законы, останется только воздействовать на личность и среду, чтобы улучшить положение в обществе. Таким образом, мы занимаемся практической социологией, и наша работа помогает политическим и экономическим наукам».
В отличие от романтиков, которые дистанцировались от повседневной действительности, бежали в идеальные миры прошлого и собственный внутренний мир грез и фантазий, реалисты стремились к точному изображению жизни человека в обществе, его поведенческих реакций, пытались раскрыть суть социальных конфликтов. Художественно-эстетическая программа реализма оказалась весьма плодотворной. Реалистические тенденции в ХХ в. можно обнаружить в кинематографе, фотографии, литературе и других видах искусства.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?