6.I.Информационный образ жизни
Отличительные признаки информационного образа жизни
Последние три десятилетия XX века характеризуются невиданным ростом объема знаний и циркулирующих в обществе потоков информации. Мощность и динамика этих потоков сегодня таковы, что справиться с ними человек может только в тех случаях, когда он использует современные средства информатики и новые высокоэффективные информационные технологии.
Если же сопоставить между собой основные параметры той информационной среды обитания, в которой находятся сегодня люди в большинстве стран современного мира, с теми параметрами, которые имела эта среда всего лишь тридцать лет назад, то станет совершенно ясно, что уже сегодня мы можем говорить о принципиально новой, информационной среде обитания человека. И именно эта среда формирует сейчас новые стереотипы социального поведения людей, качество их жизни, новые привычки, другими словами, все то, что мы называем образом жизни.
Основными отличительными признаками информационного образа жизни современного человека являются следующие:
• новое информационное окружение человека, которое проявляется в современном обществе повсеместно
(реклама, городские указатели, радио, телевидение, газеты и журналы и т. п.);
• информатизация деловой сферы, проявляющаяся во все более широком использовании новой информационной техники, систем связи и телекоммуникаций как на рабочих местах в офисах, лабораториях и организациях, так и в домашних условиях при выполнении производственных заданий на дому или в командировке;
• все более высокая информатизация общественно-политической деятельности, обусловленная необходимостью проведения аналитических исследований, социологических опросов, проведения выборных компаний и т. п.;
• информатизация сферы быта и отдыха, использование новых информационных видов игр и развлечений, информатизация средств распространения массовой информации для населения;
• информатизация социальной сферы, а также развитие новых, информационных, форм паломничества, которыми сегодня все чаще пользуются не только инвалиды и пенсионеры, но и вполне работоспособные граждане, предпочитающие работу на дому каждодневному обязательному посещению своей фирмы;
• информатизация некоторых видов творчества в области архитектуры, дизайна, создания видеокомпозиций и музыкальных клипов, а также в области мультимедийных разработок и тех новых форм искусства, которые в последние годы получают все большее развитие под названием «экранного искусства»;
• информатизация сферы образования, проявляющаяся во все более широком использовании информационной техники, системы телекоммуникаций и автоматизированных баз данных и знаний в процессе обучения, самообразования и повышения профессиональной квалификации.
Нет никакого сомнения в том, что в связи с дальнейшим развитием процессов глобальной информатизации общества проявление перечисленных выше отличительных признаков информационного образа жизни будет становиться все более отчетливым не только в промышленно развитых странах мира, но и во многих других регионах, куда все более активно проникает новая информационная культура общества.
По исследованиям социологов, развитие информационной техники в XXI веке повлечет за собою более глубокие социальные изменения, чем те, которые были в свое время вызваны появлением книгопечатания и изобретением кинематографа. Распространение в мире новых средств информатики, систем связи и информационно-телекоммуникационных технологий повсеместно устанавливают новый ритм жизни, изменяют весь облик окружающего нас мира, размывают государственные границы между отдельными странами, формируют новый, глобальный тип человеческого сознания.
Информатизация деловой сферы и
профессиональная деятельность
Информатизация деловой сферы привела к тому, что уже сегодня профессиональная деятельность большей части занятого населения в развитых странах по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процедурами приема, передачи и анализа деловой информации с использованием средств современной информационной техники. Рабочие помещения современных банков, многих государственных и муниципальных предприятий уже сегодня по своему виду скорее напоминают помещения вычислительных центров, чем обычную контору середины XX века.
Аналогичным образом выглядят сегодня и научные лаборатории, библиотеки, правительственные учреждения и даже многие предприятия сферы бытового и социального обслуживания.
Развитие информационных коммуникаций при помощи средств сотовой телефонной радиосвязи, пейджеров, а также факсимильная передача деловой информации и электронная почта резко повысили возможность и оперативность деловых контактов между людьми, что незамедлительно сказалось на эффективности их профессиональной деятельности. Достаточно сказать, что сокращение времени оборачиваемости банковских средств в стране на одни сутки, по оценкам специалистов, равнозначно увеличению ее национального дохода на 1%. При этом количество поездок с информационными целями, доля которых в современном деловом мире достигла 70%, начинает постепенно сокращаться, уступая свое место оперативному взаимодействию специалистов по каналам связи.
Такое взаимодействие сегодня осуществляется не только в сфере бизнеса, но и в сфере науки. Наблюдающееся в последние годы углубление специализации отдельных научных дисциплин порождает необходимость более интенсивного обмена информацией между работающими в той или иной области специалистами не только внутри данной страны, но и на международном уровне. Уже сегодня в мире существует большое количество распределенных научных коллективов, которые совместно работают над научно-техническими проектами, используя для этих целей средства системы ИНТЕРНЕТ или же других национальных или глобальных информационно-телекоммуникационных систем.
Конечно же, такие условия работы создают принципиально новые возможности для организации и проведения многих исследований и разработок, однако они предъявляют и новые требования к профессиональной квалификации участников проектов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий.
Таким образом, уровень информационной подготовки современного специалиста становится все более важным фактором, который определяет его успехи в области своей профессиональной деятельности. Значение этого фактора в ближайшем будущем, вне всякого сомнения, будет только возрастать.
Именно поэтому система образования и повышения квалификации работоспособного населения должна уделять информационной подготовке специалистов первостепенное значение, В современных условиях эта подготовка уже не может ограничиваться только компьютерной грамотностью, т. е. простейшими знаниями об устройстве ЭВМ и элементарными навыками в использовании персональной вычислительной техники. Теперь необходима качественно иная информационная подготовка. Нам представляется, что современный специалист, который хочет иметь минимально необходимый для своей успешной деятельности уровень информационной подготовки, должен владеть следующими знаниями и умениями в области использования информационных ресурсов и информационного потенциала общества.
1. Иметь достаточные знания о функциональных возможностях современной информационной техники массового применения, используемой для информатизации учрежденческой деятельности (ПЭВМ, средствах связи и передачи данных, копировальной и множительной техники, электронных базах данных, библиотеках и архивах) и уметь практически использовать эти средства в своей профессиональной деятельности.
2. Иметь достаточно полные общие представления о существующих в мире глобальных информационно-коммуникационных системах и о предоставляемых ими информационных услугах. При этом он должен уметь правильно формировать свои запросы к этим системам с учетом их информационных возможностей и ограничений. При этом весьма желательно знать возможности и иметь практические навыки использования сети ИНТЕРНЕТ.
3. Иметь дополнительную профессиональную подготовку в области использования средств информационной поддержки той специфической области знаний, которая характерна для того или иного вида профессиональной деятельности. При этом следует иметь ввиду, что уже в XXI веке многие люди будут вынуждены несколько раз в течение своей жизни изменять область своей профессиональной деятельности. Поэтому их профессиональная подготовка и в части информационного обеспечения этой деятельности также не должна быть слишком узкой.
Информатизация общественно-политической деятельности
Общественно-политическая деятельность людей сегодня во многом связана с необходимостью ежедневного изучения и аналитической обработки большого количества оперативной информации, которая публикуется в средствах массовой информации: специальных аналитических обзорах, правительственных и общественных изданиях, а также поступает по каналам телевидения и радиовещания.
Объемы этой информатизации очень велики, а ее содержание часто неоднозначно и требует сопоставления и глубокого анализа. Так, например, если общее количество научных журналов в мире в 1970 году оценивалось в 100 тыс. названий, то к 2000 году это количество возросло на порядок и сегодня составляет около 1 млн.
Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и с газетами, количество и специализация которых также быстро возрастают, захватывая и региональный информационный уровень.
Единственным выходом из этой ситуации может служить создание и использование автоматизированных систем для оперативного анализа полнотекстовой информации, публикуемой в научных и общественно-политических журналах и газетах. Тем более, что многие из них в последние годы стали издаваться как в обычной, так и в электронной форме.
Современные информационные технологии уже достигли такого уровня, когда семантический анализ полнотекстовой информации становится практически реализуемым даже в реальном масштабе времени, т. е. они позволяют осуществлять аналитический поиск и обработку публикуемой в СМИ общественно-политической информации без существенных задержек в представлении результатов пользователям. Это открывает принципиально новые возможности для повышения эффективности работы различного рода аналитических центров, анализа общественного мнения, проведения ретроспективных прогнозных исследований. И нет никакого сомнения в том, что эти возможности в условиях информационного общества будут все более широко использоваться.
Еще одно важное направление информатизации общественно-политической деятельности заключается в создании эффективных информационных систем в органах представительной власти. Ведь именно в этих органах обсуждаются и принимаются законы, постановления и другие важные документы, которые существенным образом влияют на развитие экономических, политических и социальных процессов в обществе, а также на уровень его демократизации.
Обсуждение проектов этих документов во многих случаях сегодня является закрытым не только для общества, но даже для той небольшой части профессионально подготовленных специалистов, которые могли бы внести свой существенный вклад в повышение качества подготовки этих документов, если бы они имели возможность своевременно с ними ознакомиться. Здесь также большую помощь могут оказать современные информационные системы и технологии.
В качестве конкретного примера их использования, сошлемся на выполненную в Институте проблем информатики РАН под руководством автора данного пособия и заведующего отделом ИПИ РАН к.т.н. И.М. Зацмана экспериментальную разработку документальной полнотекстовой информационно-справочной системы для депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Эта система была реализована в 1996 году на базе ПЭВМ, оснащенной оптическим диском типа CD-ROM, и обеспечивала возможность хранения и полнотекстового поиска информации одновременно в нескольких базах данных документальной информации, накопленной за годовой период работы Государственной Думы.
Примерами таких документов являются:
• персональный состав комитетов и комиссий Государственной Думы;
• справочная информация о депутатах, открытая для использования другими депутатами и аппаратом Думы;
• тексты федеральных законов РФ, принятые Думой за данный период времени;
• тексты проектов федеральных законов РФ, находящихся в той или иной стадии подготовки;
• стенограммы заседаний Государственной Думы;
• протоколы и рекомендации парламентских слушаний, проведенных комиссиями и комитетами Думы по тем или иным вопросам.
Необходимо отметить, что все перечисленные выше документы имелись в аппарате Госдумы (как в бумажном, так и в электронном виде) и до создания упомянутой выше автоматизированной информационной системы. Однако при этом они были рассредоточены по различным службам, обеспечивающим работу Думы, и поэтому не были одновременно доступны для их совместного использования.
При создании же автоматизированной системы вся эта информация была сосредоточена на одном оптическом диске в виде, пригодном для ее оперативного использования. И здесь появилось новое качество, своего рода «синергетический эффект», который всегда возникает при концентрации какого-либо ресурса в пространстве и времени. В данном случае таким видом ресурсов явились информационные ресурсы Государственной Думы, представленные в электронной форме и доступные для оперативного многоаспектного анализа.
Информатизация бытовой сферы
Информатизация общества в последние годы все шире охватывает различные области жизнедеятельности людей, в том числе — и их бытовую сферу. Одним из проявлений этого является все более широкое распространение электронной формы оплаты за различные услуги и товары, которыми люди пользуются повседневно. В развитых странах мира уже давно привыкли к тому, что оплата проезда на всех видах городского транспорта осуществляется при помощи магнитных карточек, которые приобретаются заранее и которые можно купить практически на любой станции метро.
В результате этого экономится большое количество социального времени, так как людям нет необходимости при каждой поездке приобретать билеты. Кроме того, магнитная карточка на несколько поездок, как правило, стоит дешевле по сравнению с теми затратами, которые придется сделать, покупая карточку лишь на одну поездку.
Широко распространены на Западе и абонентские магнитные карты для оплаты услуг телефонной связи. Это создает большие удобства. Так, например, автор данного пособия без всяких проблем беседовал по телефону со своими родственниками на подмосковной даче, находясь при этом на Елисейских полях, в самом центре Парижа. Причем разговор осуществлялся из обычного уличного телефонного автомата.
Еще каких-нибудь десять лет тому назад подобная возможность для .жителя России казалась почти фантастикой. Сегодня же это обыденный случай. И самым удивительным в этом случае является не то, что из Парижа по спутниковому каналу связи можно без проблем позвонить в Москву, а в том, что этот звонок был успешно перетранслирован по сотовой радиосвязи из Москвы в дачный поселок, находящийся в 20 км от подмосковной Балашихи.
Мало того, в этот самый поселок можно было позвонить и непосредственно из самолета компании «Аirе France», которым автор возвращался из Парижа в Москву. Дело в том, что на каждые три пассажирских места в салонах лайнеров этой компании предусмотрено портативное телефонное устройство для ведения телефонных переговоров пассажирами непосредственно с борта самолета. При этом для оплаты услуг телефонной связи могут использоваться как телефонные магнитные карты компании «France Telecom», так и обычные электронные кредитные карточки типа «Visa», «Evro Carde».
Появление и все более широкое распространение в мире электронных кредитных банковских карточек, которые часто называют «электронными деньгами», произвело настоящую информационную революцию в сфере торговли и массовых бытовых услуг. Сегодня при помощи этих карточек во многих странах осуществляются расчеты за приобретенные в супермаркетах товары, за услуги ресторанов, гостиниц, кафе, парикмахерских и т. д. и т. п. Доходит до курьезов. Так, например, современные «путаны» из Лас-Вегаса, оставляя свои визитные карточки потенциальным клиентам, обязательно указывают на них те виды кредитных электронных карт, при помощи которых клиент может оплатить их услуги, так сказать, по безналичному расчету.
Ничего не поделаешь, все мы уже живем в электронном веке, который диктует свои правила поведения людей в информационном обществе.
Все более широкое распространение находят в последние годы и домашние персональные компьютеры. В настоящее время уже каждый третий продаваемый в США персональный компьютер предназначается для использования в домашних условиях. Учитывая, что стоимость ПЭВМ в современной комплектации сегодня составляет от 700 до 1000 долларов США, можно задать вполне резонный вопрос: почему люди идут сегодня на такие затраты?
Причин здесь несколько. В большинстве случаев ПЭВМ приобретают в тех семьях, где имеются дети школьного возраста, студенты или же работоспособные пенсионеры. Социологические опросы населения показали, что именно дети являются самыми активными пользователями домашних компьютеров и обычно осваивают работу с ними гораздо раньше и успешнее своих родителей.
При этом очень часто дети не только знакомят своих родителей с новой информационной техникой, но и обучают их основным приемам ее использования для развлечений, образования, получения справочной информации.
Начинают приобретать и использовать домашние компьютеры и в России. Наиболее часто их используют для целей образования: изучения иностранных языков, подготовки рефератов, дипломных проектов и т. п. Кроме того, наличие домашнего компьютера позволяет существенно повысить уровень компьютерной грамотности учащихся, которая сегодня является в России одним из условий поступления ребенка в элитную школу.
Что же касается технических вузов, то там студенту без компьютера учиться уже практически невозможно. Ведь все курсовые и дипломные работы в этих вузах, как правило, готовятся только с использованием персональных компьютеров.
«Информационные надомники»
Еще одним важным фактором для приобретения и использования современной информационной техники в домашних условиях является возможность выполнения производственных заданий на дому, т. е. информационное надомничество. Ведь сегодня многие виды производственных процессов, осуществляемых в информационной сфере, являются достаточно автономными и поэтому весьма успешно могут быть выполнены и в домашних условиях, а не обязательно в офисе или лаборатории той или иной фирмы.
Действительно, ведь такие работы, как технический перевод, подготовка статей, отчетов, рефератов, обзоров, верстка и редактирование рукописей, представляют собой весьма трудоемкие, но достаточно автономные процедуры, которые не требуют коллективного творчества. Они вполне успешно могут быть выполнены и одним человеком, если его оснастить необходимой для этого информационной техникой.
Информационное паломничество открывает совершенно новые возможности для обеспечения трудовой занятости женщин, воспитывающих маленьких детей, инвалидов, пенсионеров, лиц, обладающих ограниченной подвижностью и т. п. Единственная проблема здесь заключается в том, как доставить уже выполненную работу заказчику. Однако с развитием телекоммуникационных сетей и эта проблема становится вполне разрешимой. Ведь результаты работы надомников информационного века, как правило, представляют собой те или иные виды информационных ресурсов, представленные в электронной форме. Поэтому они легко могут быть переданы заказчику по каналам связи, например при помощи электронной почты.
Телеработа и виртуальные предприятия
Развитие функциональных возможностей ПЭВМ и все большая доступность телекоммуникационных систем привели к появлению в обществе нового социального явления, которое в западной литературе получило название «телеработа» (tele-work) [98]. Сейчас этот вид трудовой деятельности получает все большее распространение в Западной Европе, так как он позволяет не только экономить от 15 до 25% рабочего времени, обычно затрачиваемого служащими на поездки из дома на работу и обратно, но и дает возможность принципиально новой организации труда «распределенного» рабочего коллектива.
Телеработа на дому или же в специальных локальных телецентрах, которые могут быть расположены поблизости от места проживания сотрудников той или иной фирмы, лаборатории или университета, позволяет организовать взаимодействие сотрудников этих организаций посредством использования телекоммуникационных систем. Исследования показали, что производительность труда «телеработников» оказывается существенно более высокой, чем у обычных сотрудников фирмы.
Кроме того, в качестве «телеработников» можно использовать многих высококвалифицированных специалистов, уже работающих в других компаниях. Их услуги в качестве консультантов, рецензентов отдельных проектов или программ часто оказываются крайне необходимыми и полезными, особенно для молодых организаций, еще не имеющих необходимого опыта в той или иной области.
Телеработа содействует более активному использованию различных видов международной кооперации, что, в конечном итоге, приводит ко все большей глобализации мировой экономики. Это дает новые шансы повысить занятость в экономически слабо развитых странах, которые могут создавать рабочие места «телеработников» на своей территории, а получить заказы для их деятельности по телекоммуникационным сетям из развитых стран мира.
По этому пути уже идут некоторые страны Дальнего Востока, в том числе Индия, где в последние годы появляется все большее количество высококвалифицированных программистов и математиков. Однако здесь очень важна материальная и организационная поддержка этой формы производственной деятельности со стороны местной администрации.
Хорошим примером такой поддержки может служить опыт Великобритании, Франции и ряда скандинавских стран, где получили распространение так называемые телекоттеджи (Telecottages). Они представляют собой местные центры для выполнения телеработы, которые обычно организуются в одном из зданий поселка, расположенного в сельской местности.
Помимо возможности воспользоваться услугами компьютерной и телекоммуникационной сетей, телекоттедж, как правило, выполняет еще и функции местного учебного центра, где можно получить практические навыки телеработы.
Необходимо отметить, что широкое развитие информационного паломничества и телеработы имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Одной из них является угроза социальной изоляции человека в обществе, которая возникает в результате резкого сокращения его личных контактов с коллегами по работе, уменьшения его общительности. Эта угроза вполне реальна и может представлять опасность для психического здоровья людей, вызывать у них стрессовые явления.
На эту опасность первыми обратили внимание японские психологи, которые предложили специальные организационные меры, направленные на предотвращение разобщенности трудовых коллективов в тех фирмах, которые стали практиковать информационное паломничество. С этой целью этим фирмам было рекомендовано по выходным дням проводить совместные культурные мероприятия, в которых участвовали бы все сотрудники данной фирмы, получая таким образом возможность личного общения друг с другом.
Что же касается прогнозируемых перспектив развития информационного надомничества и телеработы в ближайшем будущем, то здесь ожидается возникновение и все большее развитие «виртуальных предприятий», которые будут представлять собой совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же фирмы, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям.
Создание таких предприятий, подразделения которых могут размещаться в различных точках земного шара, открывает новые возможности для использования людских и материальных ресурсов. Однако при этом возникают и принципиально новые формы и проблемы организации производственных процессов, а также административного и финансового управления. Характерными примерами таких проблем являются менеджмент и управление качеством продукции.
Исследование и решение этих проблем — актуальные задачи для формирующегося информационного общества.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9