logo search
История кино

4. Швеция

Бергман Ингмар (1918–2007), шведский режиссер, сценарист.

Выдающийся деятель скандинавского театра ХХ века, наряду с М. Антониони, Л. Бунюэлем, А. Куросавой, Ф. Феллини, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.

«Самым великим художником кино со времен изобретения кинокамеры» назвал Ингмара Бергмана Вуди Аллен. С конца 50-х гг. имя Бергмана входило во все перечни величайших кинорежиссеров мира, а его шедевры «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» – в рейтинги лучших фильмов в истории кино. Ленты Бергмана, столь контрастировавшие с доминировавшим в послевоенной Европе неореализмом, открыли зрителю мир, в котором переплетаются душевные и физические муки, похоть и вера, зло и любовь, где познать себя невозможно, Бог молчит или строит козни, а люди – пленники собственных нереализованных желаний.

Бергман первый перенес на экран метафизические проблемы – религию, смерть, смысл бытия, главные темы его фильмов – отношения между мужчиной и женщиной, человечеством и Богом. В культуре второй половины XX века Бергман занял такое же место, которое в начале столетия занимал Стриндберг, а ни до, ни после – ни один швед. В театральных рейтингах на одном из первых мест стояла его режиссерская и актерская школа. Среди современников-кинематографистов только Феллини мог конкурировать с ним по интеллектуальной и творческой мощи.

Жизнь Бергмана охватила по времени историческую кульминацию века, и, если он не был прямым участником событий, то уж никак и не равнодушным свидетелем. Трагические катаклизмы двадцатого столетия впервые заставили человечество осознать себя как хрупкую целостность, а человека, как микрокосм, несущий в себе такой же взрывной потенциал, что и большая Вселенная. И тот, кто не сломался под этим титаническим давлением, поистине равен античным атлантам. Вот почему герои Бергмана, живущие в комфортных стокгольмских квартирах, тем не менее, напоминают мифологических героев. Бергмановские мужчины – в своем диалоге с оставившим их Богом, пастор из причастия, или в своих творческих комплексах художник из «Часа волка» – предельно эгоцентричны и равнодушны к своим близким. Зато женщины, героини тех же картин, страдают вдвойне – и за себя, и за сильную половину человечества. Но больше всех страдают дети, которые с самого рождения смотрят в зеркало грехов и мучений своих родителей.

Бергман, питаемый духом северного протестантизма, довел до предела начатую еще XIX веком драму самоанализа в своих религиозных кинопритчах: «Седьмая печать», «Источник», «Лицо» и «Как в зеркале». Он безжалостно препарировал человеческую личность в «Персоне», в «Стыде», в «Шепотах и криках». И он же показал, как возможно вновь обрести цельность, как гармонично могут сплестись природа и культура, как в каждом большом человеке заключен ребенок и, наоборот, в сыне – отец, в матери – дочь.

О могуществе памяти, о силе фантазии, способных победить отчаяние и холод жизни, поведали самые личные и самые универсальные фильмы Бергмана: «Земляничная поляна», «Осенняя соната» и «Фанни и Александр», особенно любимая шведским народом и ставшая апофеозом его многогранного творчества.

Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 2003 г. режиссер снял более 50 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного МКФ в Каннах (1997).

Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного авангарда 40-х гг. (так называемых «фюртиоталистов») бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем.

С новой остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 50-х гг.: пронизанном горьким социально-критическим пафосом, приводящем на память Ф. Достоевского «Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати» (1956, премия МКФ в Каннах), погружающем в легендарное прошлое «Источнике» (1959) и в балансирующем на грани реального и фантастического «Лицее» (1958, премия МКФ в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художнического максимализма становится в этот период отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути «Земляничная поляна» (1957).

Поиск истоков одиночества, некоммуникабельности, генезис отчуждения – в центре внимания Бергмана в этапных фильмах 60-х гг., сложившихся в тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (1960, премия «Оскар»), «Причастие» (1962), «Молчание» (1963). Напоминая по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма «Персона» (1965), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое, экзистенциальное, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение.

Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии С. Кьеркегора, одного из духовных учителей режиссера), предпринимаемый в фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка», 1965), ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под натиском антигуманной среды «Стыд» (1967), картинах о безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как «Страсть» (1968), «Прикосновение» (1970), «Шепоты и крики» (1971), практически не знает себе равных в опыте современного киноискусства.

70-е гг. отмечены в творчестве Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении «Сцен из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения – фильма «Лицом к лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза», картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976).

На грани 80-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. По Бергману, важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования) – семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров Бергмана«Осенней сонаты» (1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.

После триумфа фильма «Фанни и Александр» он перестал снимать кино и посвятил себя эпизодическим телевизионным работам и театральным спектаклям. В 2003 г. в Швеции был показан телефильм Ингмара Бергмана «Сарабанда». Для 85-летнего режиссера «Сарабанда» явилась выходом из затворничества. Ради съемок Бергман покинул свой дом на Фарерских островах, в 160 км от Стокгольма, где проводил все свое время. «Сарабанда» – последний шедевр мастера. Он в полной мере может считаться классикой мирового кинематографа. «Сарабанда» – семейная драма (сюжет, так привлекающий Бергмана). Фильм можно считать продолжением картины «Сцены из супружеской жизни». В фильме снялись любимые актеры режиссера: Лив Ульманн и Эрланд Йозефсон. Они же были заняты в предыдущей картине, а в «Сарабанде» их образы, по задумке Бергмана, были переосмыслены заново.

Литература

  1. Алова, Л. Анна Маньяни и ее роли / Л. Алова, О. Боброва. – М., 1990. – 112 с. : ил.

  2. Антониони об Антониони / М. Антониони ; пер. с итал. ; вступ. ст. В. Е. Баскакова ; коммент. О. Б. Бобровой. – М. : Радуга, 1986. – 399 с. : ил.

  3. Аронсон, О. Имманентная биография. К концепции «языка реальности» П. П. Пазолини // Автобиография. К вопросу о методе : тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – М. : Логос, 2001. – №1. – С. 260–281.

  4. Безелянский, Ю. Маэстро фантазий и сновидений [Федерико Феллини] / Прекрасные безумцы : литературные портреты / Юрий Безелянский. – М. : Радуга, 2005. – С. 263–277.

  5. Бергман, Ингмар. Латерна магика / Ингмар Бергман ; пер. со швед. и коммент. А. А. Афиногеновой. – М. : Искусство, 1989. – 286 с. : ил.

  6. Богемский, Г. Идентификация Мастера : Микеланджело Антониони семьдесят лет // Искусство кино. – 1992. – №10. – С. 131–148.

  7. Божович, В. Бергман // Искусство. – 2004. – №8(296). – С. 12–14.

  8. Божович, В. И. У последней черты : образ человека у Бергмана, Висконти, Тарковского // На грани тысячелетий : мир человека в искусстве ХХ века. – М. : Наука, 1994. – С. 230–270.

  9. Брессон, Р. Режиссура – не искусство! / пер. с фр. А. Брагинского // Искусство кино. – 2000. – №7. – С. 112–123.

  10. Брессон, Р. Синематограф / пер. с фр. А. Ставровской // Искусство кино. – №7. – С. 140–145.

  11. Вайль, П. Перевод с итальянского : Милан – Висконти ; Риммини – Феллини // Гений места / Петр Вайль ; послеслов. Л. Лосева. – М. : Независимая газета, 2000. – С. 401–430.

  12. Висконти о Висконти / Лукино Висконти ; пер. с итал. В. Божовича. – М. : Радуга, 1990. – 445 с. : ил.

  13. Гарин, И. И. Ингмар Бергман // Воскрешение духа / И. И. Гарин. – М. : ТЕРРА, 1992. – С. 169–182.

  14. Громов, В. Антониони // Искусство. – 2003. – №1(265). – 1–15 янв. – С. 4–7.

  15. Громов, В. Пазолини // Искусство. – 2002. – №21(261). – 1– 15 ноябр. – С. 5–8.

  16. Гусятинский, Е. Дела Брессона // Киноведческие записки. – 2004. – №70. – С. 338–373.

  17. Добротворский, С. Бергман и Дрейер : Молчание и слово // Кино на ощупь : сб. ст. 1990–1997. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 318–329.

  18. История зарубежного кино : учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с. – (Academia XXI).

  19. Козлов, Л. К. Лукино Висконти и его кинематограф / Л. К. Козлов. – М., 1987. – 129 с. : ил.

  20. Кокто, Ж. Тяжесть бытия / Жан Кокто ; пер. с фр. – СПб. : Азбука-классика, 2003. – 512 с.

  21. Маре, Ж. Непостижимый Жан Кокто / Жан Маре ; пер. с фр. Е . Турышевой. – М. : Текст, 2003. – 187 с. – (Коллекция).

  22. Память о смысле : Ингмар Бергман / сост. Л. Аркус, А. Плахов // Сеанс. – 1996. – №13. – Специальный номер. – 206 с. : ил.

  23. Плахов, А. Микеланджело Антониони : Великий немой // Всего 33 : звезды крупным планом / Андрей Плахов. – Винница : Глобус-Пресс, 2002. – С. 99–108.

  24. Руднев, В. «Орфей» // Энциклопедический слов. культуры ХХ века : ключевые понятия и тексты / Вадим Руднев. – М. : Аграф, 2003. – С. 302–305.

  25. Феллини о Феллини / Ф Феллини ; пер. с итал. ; послесл. Е. С. Громова ; коммент. О. Б. Бобровой, Г. Д. Богемского. – М. : Радуга, 1988. – 478 с. : ил.

  26. Феллини – клоун Божий // Киносценарии. – 1994. – №1. – С. 3–33.

  27. Феллини, Ф. Клоуны : сценарий / пер. с итал. Г. Богемского // Киносценарии. – 1994. – №1. – С. 24–33.

  28. Феллини, Ф. Амаркорд ; И корабль плывет : киноповести / Ф. Феллини, Т. Гуэрра ; пер. с итал. Г. Богемского, А. Миролюбовой. – СПб. : Азбука-классика, 2003. – 288 с.

  29. Феллини, Ф. Я вспоминаю… / Ф. Феллини, Ш. Чандлер ; пер. с итал. В Бернацкой, Н. Пальцева. – М. : Вагриус, 2002. – 443 с.

Видеопрактика

  1. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура»): Жак Тати; Фернандель; Л. Висконти; Джузеппе де Сантис; Витторио де Сика; Роберто Росселлини; Анна Маньяни; Массимо Джиротти; Сильвана Пампанини.

  2. Фрагменты из х/ф: «Похитители велосипедов» (1948) / Витторио де Сика; «Самая красивая» (1951) / Л. Висконти; «Мама Рома» (1962) / П. П. Пазолини; «Золотая карета» (1952) / Ж. Ренуар; «Деньги» (1983) / Робер Брессон; «Дорога» (1954) / Ф. Феллини; «Восемь с половиной» (1963) / Ф. Феллини; «Сладкая жизнь» (1960)/ Ф. Феллини; «Седьмая печать» (1956) / И. Бергман; «Фанни и Александр» (1982) / И. Бергман; «Сарабанда» (2003) И. Бергман; «Ночь» (1960) / М. Антониони; «Орфей» (1949) / Жан Кокто.

  3. Отрывок из передачи «Ф. Феллини – Рим» цикла «Гений места» (Телеканал «Культура», 2006) / П. Вайль.

  4. Фрагменты из д/ф: «Анна Маньяни. Сыграть правду»; «Федерико Феллини: я великий лжец»; «Р. Росселлини и И. Бергман»; «Ингмар Бергман снимает «Фанни и Александр» (1982); «Ингмар Бергман снимает «Сарабанду» (2003).

  5. Отрывок из передачи цикла «Магия кино» (Телеканал «Культура», 2006): Лукино Висконти.

  6. Отрывок из передачи цикла «Киножанры» (Телеканал «Культура», 2007): Фильмы о Второй мировой войне.