logo search
УМК История кино

1. Дитя научно-технического прогресса

История кино – череда разрозненных открытий, к которым свои усилия приложили многие ученые:

Вывод. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотография связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, т.е. с идеей искусства. «Движущаяся картинка» отсылает к балаганам, райкам, ярмарочным аттракционам, иллюзионам, т. е. к традиции массового, развлекательного зрелища.

2. Историю кино принято отсчитывать от первого публичного платного киносеанса, организованного братьями Люмьер в Париже в «Гран кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 г.

Вывод. Со времен фильмов братьев Люмьер и Ж. Мельеса внутри кинематографа, по определению немецкого историка кино З. Кракауэра, существуют две противоборствующие тенденции: «реалистическая» («линия Люмьера») и «иллюзионистская» («линия Мельеса»). Выдающийся французский кинорежиссер Ф. Трюффо, предлагая свою диалектику кино, также связывает ее оппозиционные элементы («исследование» и «зрелища» с именами Люмьера и Мельеса (см. Приложение №2).

Библиографический список

  1. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения / Кантен Бажак ; пер. с фр. А. Кавтаскина. – Москва : ООО АСТ : ООО Астрель, 2003. – 159 с. : ил.

  2. Виноградов, В. Стилевые направления французского кинематографа / В. Виноградовю – Москва: Канон : РООИ «Реабилитация», 2010. – 384 с.

  3. Иоскевич, Я. 100 лет аудиовизуальной культуры Франции. Часть 1: Становление кинокультуры (1895–1939) / Я. Иоскевич. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. – 216 с.

  4. Картужанский, А. Л. Фотография // Большая советская энцикл. : в 30 т. Т. 27. – Изд. 3-е. – Москва : Сов. энциклопедия, 1977. – С. 576–580.

  5. Первый век кино : попул. энцикл. / автор проекта Давид. С. Хубларов ; отв. ред. Лариса Дирика, Елена Хван; редкол. К. Разлогов, С. Лаврентьев, Е. Марголит. – Москва : Локид, 1996. – 712 с. : ил.

  6. Разлогов, К. Э. Французская кинематография // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 455–459.

  7. Филиппов, С. 11 важнейших событий в истории кинотехники с точки зрения их влияния на киноэстетику // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 21–48. – №80. – С. 252–299.

  8. Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Электронный ресурс] C. Филиппов. – Режим доступа: http://kinocenter.rsuh.ru/lib.htm.

  9. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.

  10. Ханютин, А. «Театр» Люмьера и Мельеса: пионеры кино в свете театральной традиции // Ракурс. – Москва: ГИИ, 2001. – Вып. 3. – С. 66–84.

  11. Цивьян, Ю. Г. Киноведение / Ю. Г. Цивьян, М. Б. Ямпольский // Кино: энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 179–187.

Видеопрактика

  1. Фрагмент из д/ф «Головная боль господина Луи Люмьера» (Россия, 2008) / И. Васильева.

  2. Отрывок из передачи цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2005): Братья Люмьер.

  3. Отрывок из передачи «Магия и ее магистр» [Жорж Мельес] цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура», 2003).

  4. Фрагмент из х/ф: «Путешествие на Луну» (1902) / Жорж Мельес.