7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
Начиная с X века в западно-европейской художественной культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного постоянно создавали для каждого человека угрозу стать объектом насилия.
Помимо угроз реальных человека Средневековья постоянно подстерегали враги незримые, которых олицетворял дьявол и многочисленная армия злых духов. Беспрепятственно перемещаясь в пространстве, злые духи имели возможность проникать в ход мыслей человека, настраивать его ум и сердце на совершение порочных поступков. Этот невидимый мир злых духов колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял.
В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей. Архитектурные сооружения нового типа должны были формировать чувство прочности, надежности, основательности. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки.
В X веке художественная культура средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского. Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX века французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», то есть римский. Первоначально это понятие относили только к памятникам архитектуры VI‑XII вв., позднее им стали определять всю культуру этого времени.
Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.
Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Несмотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, или на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами наверху. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал. Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню – донжон, которая была меньше других объемов, но зато выше всех остальных. Под донжоном располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величественных и мощных замков Франции – замок Пьерфон к северу от Парижа.
С XII века в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых органично становились городские площади с кафедральными городскими соборами. Города стали соперничать великолепием городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения, а были тесно связаны с жизнью города: здесь собирались община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища и т.д.
Храмовая архитектура средневековья также отражала особенности своего времени. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города. При этом зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее точно отражающую требования религиозного католического культа, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Однако узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться большими по размерам. Первоначально их возводили с плоскими потолками, а затем стали перекрывать внутренние помещения каменными полукружными сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.
Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских стен.
Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.
Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XI веке все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.
Человек в романском искусстве лишен почти всех признаков индивидуальности, выступая, прежде всего как телесная оболочка, ничтожен и несамостоятелен. Он выступает перед нами в первую очередь как игрушка в руках мировых сил, и в первую очередь – в руках Бога, в образе которого они материализуются и персонифицируются в христианстве.
В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим название готического.
Термины «готика» и «готический» возникли в Италии, в среде художников итальянского Возрождения XVI века и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, так как готическое искусство рассматривалось ими как художественное наследие разрушителей античного Рима – варваров-готов. Изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю. Готика была синонимом варварства и считалась искусством примитивным, даже уродливым. Но подобная оценка готического стиля в последующие столетия была пересмотрена.
Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Во всех областях жизни общества постепенно возрастает роль светского рационального начала. Этот процесс отразился и в художественной культуре, в которой возникают две важные черты – увеличение роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Развитие этих черт существенно усилило мистическое, иррациональное, символическое значение красоты.
Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архитектуре готического стиля, в художественной выразительности готических соборов и их декоративном украшении. Готические соборы были призваны отражать стройность божественного миропорядка и олицетворять божественную вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла религиозную абстрактную идею и реальную жизнь. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.
Этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, появление которой связывалось с влиянием арабской архитектуры.
Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Готическая система была разработана французскими зодчими: в ее основе лежит арка и свод. Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод по сути дела покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) полностью переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов).
Грандиозность и легкость готических соборов создает иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, остроконечных, сходящих диагонально ребер (нервюр). Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Внутреннее пространство храма делается боле свободным и просторным, почти преодолевая грань между внутренним пространством храма и пространством мира, который все более активно вторгается в это внутреннее пространство через оконные проемы в виде наполняющего их света.
Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчезла, а своды перерезала сеть нервюров, образующих свод арок; везде, где было возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.
Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь к небу, к Богу. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.
Поскольку конструкция готических соборов предполагала большие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли витражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. По разнообразию сюжетной тематики витражи готического собора успешно соперничали со скульптурой. Помимо композиций на библейские темы и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них также помещались эпизоды из легенд о жизни святых, изображения исторических событий. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что естественным цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считали также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верующий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощущение ирреальности пространства.
Готический стиль, как никакой другой, предоставил христианской церкви новые возможности художественных форм. Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.
Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она имела темные и светлые стороны, несла в себе прогрессивные и реакционные явления, но, безусловно, стала важной ступенью развития мировой культуры.
Вопросы для обсуждения:
1. Какими значимыми историческими событиями характеризуется период средних веков?
2. Что позволяет говорить о культуре Средневековья как о едином целостном феномене?
3. В чем заключается историзм духовной жизни Средневековья?
4. Какова роль монастырей в средневековой культуре?
5. Назовите особенности католического учения.
6. Что повлияло на формирование эстетических взглядов человека в эпоху Средневековья? Какой вид искусства стал основным? Почему?
7. Охарактеризуйте готический стиль в художественной культуре Средневековья.
Литература
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Гофф Ж. ле. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.
Гофф Ж. ле. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.
Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990.
Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
Карсавин Л. П. История европейской культуры. Т.1. Римская империя, христианство и варвары. СПб., 2003.
Карсавин Л П. Монашество в средние века. М., 1992.
Нессельштраус Ц. Искусство раннего средневековья. М., 2000.
Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры. М., 2001.
Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М., 2000.
Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1982.
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб, 2003.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?