logo search
А

Психофизиология внетелесных переживаний роберта монро

Роберт Монро – предприниматель из Виргинии. Он – один из самых талантливых в истории «внетелесников» Запада. Вставки курсивом в брошюре – это выдержки из книг очевидца о сотнях ВТП (внетелесных переживаний), а испытавший их человек является очень хорошим наблюдателем. Роберт Монро в 42 года неожиданно для самого себя начал испытывать ВТП. Он родился в семье профессора колледжа и доктора медицины, прошел прекрасную интеллектуальную подготовку и, едва осознав необычность этих переживаний, с самого начала принялся вести систематические записи о них. Он написал чудесные книги о собственных внетелесных переживаниях и основал частный институт, деятельность которого посвящена этой теме: Институт Монро, или Институт Прикладных Наук в Фабере, штат Виргиния. Он является автором книг «Путешествия вне тела», «Далекие путешествия» и «Окончательное путешествие», переведенных на многие языки мира. Рассказы Монро особенно ценны тем, что он действительно приложил много усилий, пытаясь рассказать «все, как было».

С самого раннего возраста Роберта увлекала мысль о полете. Мальчиком он строил модели самолетов, уже в старших классах начал учиться пилотировать летательные аппараты, а позже стал опытным летчиком-любителем. Кроме того, его захватывала идея самого движения. Он изучал технику и журналистику в Университете штата Огайо, получил ученую степень, а затем занялся радиовещанием, стал сценаристом и режиссером различных программ. В 1939 году перебрался в Нью-Йорк и на протяжении последующих двадцати лет был создателем и продюсером более 400 радио- и телепрограмм сетевого вещания. Помимо режиссуры и разработки сценариев, он сам писал для своих программ оркестровую музыку; многие из этих мелодий и сейчас можно услышать с теле- и киноэкранов.

Первой радиопрограммой Роберта Монро был «Роки Гордон» — сериал о приключениях на железной дороге, на несколько лет опередивший знаменитую программу Лоуэлла Томаса «Амос и Энди», транслировавшуюся на NBC. Помимо этой программы, Роберт Монро создал и стал продюсером программ «Захватывающие приключения» (Джордж Сандерс), «Ночной кошмар» (Питер Лорр), «Звездный театр» (Маделин Кэрролл), «Взлет» (Боб Рипли), «Пробы в Метро-Голдвин-Майер», а также комических шоу «Угадай число» и «Найди себе пару».

После недолгой работы в компании «Донахью и Коу Эдвертай-зинг» он основал «Роберт Монро Продакшнз»; в период расцвета эта компания создавала за неделю до двадцати восьми радиошоу. Позже он стал вице-президентом и директором «Мьюшуэл Броуд-кастинг Систем» и оставался на этой должности до середины 1956 года, после чего стал президентом «Лаури Эссошиэйтс» и, одновременно, владельцем и руководителем сети радиостанций в Северной Калифорнии и Виргинии. Кроме того, он основал «Джефферсон Кэйбл Корпорейшн», стал ее президентом и руководил созданием и работой систем кабельного телевидения в Шарлоттсвилле и Вейнсборо, штат Виргиния. Этот пост он занимал вплоть до апреля 1976 года.

Основным хобби Р. Монро было изучение и исследование практических методов ускоренного обучения с помощью расширенных состояний сознания. Чтобы придать этому занятию больший размах, он основал в 1973 году Институт прикладных наук (Институт Монро), лаборатории которого находятся в Эфтоне, штат Виргиния. Поскольку Монро достаточно долго проводил разнообразные опыты со звуками, вполне естественным продолжением работы стали попытки использовать эти разработки в своих исследованиях. Одним из результатов такой работы стал практический метод погружения человека в состояние расслабленности и сна, запатентованный в 1975 году. Метод основан на системе звуковых импульсов, вызывающих переход деятельности человеческого мозга на соответствующие частоты. Благодаря этой методике обычного человека можно сколь угодно долго удерживать на отдельных стадиях сна любой глубины. Позднейшие разработки Института опирались на те же методики и привели к созданию «стереофонических ритмов», которые вызывают синхронизацию деятельности левого и правого полушарий человеческого мозга. Возникающее при этом уникальное состояние согласованности полушарий мозга получило название «синхронизация деятельности полушарий», или Hemi-Sync. Это открытие также обеспечивает внешний контроль над уровнем деятельности обоих полушарий мозга. Упорядоченная последовательность подаваемых в полушария мозга сигналов, нацеленных на достижение особых состояний, стала замечательным средством получения новых знаний, прежде неизвестных. Наряду с другими организациями, Институт Монро (сейчас он находится в округе Нельсон штата Виргиния) изучает потенциальные возможности применения таких методов во всех сферах общественной деятельности и личной жизни человека.

В одной из своих книг Роберт Монро пишет: «Согласно современным взглядам, ВТП (внетелесное переживание) представляет собой такое состояние сознания, когда человек явственно ощущает себя отделенным от физического тела. При этом расстояние до него может составлять два дюйма, две тысячи миль или ещё больше. В этом состоянии человек способен мыслить, действовать и воспринимать точно так же, как в обычном состоянии, но некоторые важные отличия все-таки существуют. На первых этапах деятельности во внетелесном состоянии человек, судя по всему, продолжает сохранять обычный внешний облик материального тела: у него есть голова, плечи, руки, ноги и прочие органы. Когда иное состояние существования становится для него привычным, внешний вид человека постепенно теряет человекоподобные черты. Напрашивается сравнение с извлеченным из формочки желе: оно некоторое время сохраняет прежнюю форму, затем оплавляется по краям и наконец превращается в жидкость или бесформенную кашу. Что касается ВТП, то для восстановления человеческого облика в этом состоянии достаточно просто подумать об этом.

Такое описание позволяет понять, что наше «второе тело»(тонкое тело) чрезвычайно пластично. Так или иначе, здесь важно помнить, что человек остается собой независимо от своего внешнего облика. Его сущность не меняется – разве что он начинает осознавать, что представляет собой нечто большее, чем предполагал ранее.

Что касается возможных направлений движения и действий, то они, похоже, не ограничиваются ничем. Если границы и существуют, то нам,– пишет Монро,– не удалось их обнаружить. Во внетелесном состоянии человек уже не ограничен Пространством и Временем. При желании он может оставаться в их рамках, но это не обязательно. В этой незнакомой энергетической системе человек – точнее, его нематериальная сущность – чувствует себя как рыба в воде. У него появляется приятное ощущение освобождения, хотя это еще не полная свобода. Скорее, человек становится похожим на воздушный шарик или воздушного змея на ниточке, а другой конец этой незримой нити прикреплен к материальному телу».

За несколько лет до издания своих книг Роберт Монро добровольно прошел глубокий психиатрический и психологический осмотр. Он позволил подвергнуть себя интенсивным психиатрическим собеседованиям и целому ряду разнообразных психологических тестов. Роберт Монро никогда не проходил какого-либо психиатрического лечения. На протяжении своей примечательной карьеры продюсера и предпринимателя он показал себя прекрасным и деятельным работником.

В 1977 году доктор Стюарт Твемлоу и его коллега доктор Фоулер Джонс из университета при Канзасском Медицинском Центре проводили личные наблюдения за Робертом Монро. В течение тридцати минут к его левой и правой затылочной части были подключены датчики ЭЭГ, отходящие к многоканальному осциллографу Бекмана. Твемлоу и Джонс следили за Монро через одностороннее стекло. Самым удивительным признаком было прерывистое дыхание Монро, сменяющееся периодами полного прекращения дыхания. После таких периодов он начинал дышать очень часто.

Затем доктор Джонс и Стюарт Твемлоу одновременно сообщили друг другу о том, что у них возникло впечатление трепещущего помутнения воздуха, которое начиналось на уровне пояса Монро. Из-за этих колебаний воздуха верхняя половина тела Монро казалась размытой, хотя нижняя была видна вполне отчетливо. Впоследствии Роберт Монро сообщил, что ему удалось довольно быстро покинуть тело, но он не смог подать соответствующего сигнала сразу и сделал это только через пять секунд после возвращения. Колебания воздуха резко прекратились перед тем, как он поднялся с кровати. На ЭЭГ отразилось смещение высокочастотных колебаний в правом полушарии и низкочастотных показателей работы левой затылочной доли.

После пробуждения Монро казался совершенно спокойным, но в течение первых тридцати секунд не мог восстановить ориентацию в пространстве и слегка запинался в речи. Он пояснил, что не может мгновенно избавиться от впечатлений своего переживания. Замеры ГКР на протяжении сеанса показали повышение уровня кожных рефлексов примерно до 150 микровольт наряду с полным отсутствием как типичных, так и нетипичных реакций в течение фазы выхода из тела.

Какие выводы можно сделать на основе этого эксперимента? Хотя зрительные наблюдения впечатляли намного больше, чем показания ЭЭГ, им очень трудно найти объяснение. Очевидно, Роберт Монро пребывал в состоянии глубокого расслабления. Кроме того, на этапе внетелесного состояния приборы показали замедление частот и примечательное смещение интенсивности в диапазоне 4 – 5 герц переходной зоны «тэта-дельта». Такое «пограничное» электрофизиологическое состояние точно соответствует открытиям Тарта и замечаниям Харари о пограничных состояниях между сном и бодрствованием.

Такие явления получили названия «ясновидение на расстоянии», «выход в астрал» или, более научно: «внетелесные переживания» (ВТП). Формально ВТП можно определить как такие события, во время которых человек, судя по всему, воспринимает некий участок внешнего мира, не доступный восприятию из того места, где в тот момент находилось его тело; кроме того, во время ВТП человек понимает, что не спит и не погружается в свое воображение. По-видимому, в эти мгновения человек сохраняет обычное сознание, чувствует, что не потерял никаких важнейших привычных способностей, и потому понимает, что не спит. Более того, после пробуждения он продолжает считать, что случившееся не было сном. Итак, как нам следует истолковать это странное явление?

Ознакомление с существующим материалом позволяет сделать несколько достаточно четких выводов.

Во-первых, ВТП являются общечеловеческими переживаниями. Это не значит, что они случаются у большого числа людей; дело в том, что они происходили во все эпохи документированной истории, а переживаниям людей совершенно различных культур и времен присуще множество общих особенностей. Легко убедиться в том, что рассказы о ВТП домохозяйки из современного европейского города очень похожи на сохранившиеся летописи древних египтян и жителей Востока.

Во-вторых, ВТП чаще всего случаются один раз в жизни; на первый взгляд, это происходит «случайно». Иногда их вызывают болезни – и, в особенности, такие недуги, когда человек оказывается на грани смерти. Другой причиной могут служить сильные эмоциональные потрясения. Во многих случаях внетелесные переживания просто происходят во время обычного сна, и человек не имеет ни малейшего представления о том, что могло стать их причиной. Судя по всему, только в очень редких случаях их можно вызвать намеренными усилиями.

В-третьих, ВТП обычно становится одним из глубочайших переживаний человека за всю жизнь и полностью меняет его убеждения. Часто это выражают такими словами: «Я уже не просто верю в жизнь после смерти и вечность души; теперь я знаю, что буду жить после смерти». Человек уверен в том, что непосредственно убедился в существовании жизни и сохранении сознания вне физического тела, и потому знает, что у него есть душа – т.е. то, что продолжает жить после телесной смерти. Такое следствие выглядит не очень логичным: даже если ВТП представляют собой нечто большее, чем занятные сновидения или галлюцинации, они случаются в то время, когда физический организм еще живет, действует, и, следовательно, могут определенным образом зависеть от физического тела. Однако этот довод не производит большого впечатления на тех, кто пережил ВТП на собственном опыте. Это означает, что, независимо от предпочитаемой точки зрения на «реальность» ВТП, эти переживания определенно заслуживают тщательного психологического исследования. Наши представления о существовании души опираются на древнейшие переживания людей, испытавших ВТП. Учитывая важность понятия души для большинства религий и значение веры в жизни человека, кажется совершенно немыслимым, что наука может с такой легкостью закрывать глаза на этот вопрос.

В-четвертых, ВТП обычно приносят человеку необычайное счастье. От девяноста до девяноста пяти процентов тех, кто испытал эти переживания, очень рады тому, что они случились, и считают это явление приятным. Около пяти процентов были очень испуганы, так как в тот момент им удалось найти лишь одно объяснение происходившего: эти люди решили, что умирают. Впрочем, отрицательными могут оказаться и более поздние реакции человека, пытающегося найти толкование случившегося. Эти люди уже испытывали такие переживания, но не смогли их объяснить и потому боялись, что просто сходят с ума.

В-пятых, в некоторых случаях ВТП описания того, что происходило в отдаленных местах, являются правильными и более точными, чем можно было бы ожидать при случайном совпадении. Разумеется, это относится далеко не к большинству случаев, однако, ВТП действительно бывают весьма реалистичными.

Первая проведенная серия лабораторных исследований продолжалась несколько месяцев, с сентября 1965 года по август 1966 года под руководством доктора Чарльза Тарта в лаборатории электроэнцефалографии (измерения волн мозга) Медицинской школы Виргинского университета.

В восьми опытах Р.Монро предлагали вызвать у себя ВТП, когда к нему были прикреплены датчики разнообразных приборов, обеспечивающие измерения физиологических параметров. Кроме того, его просили переместиться во время ВТП в смежную комнату, чтобы он провел там наблюдения за лаборанткой, которая следила за измерительным оборудованием, а также попытался прочесть случайное пятизначное число, помещенное на полку в шести футах выше уровня пола. Во время экспериментов проводились измерения волн мозга (электроэнцефалограмма), движений глаз и сердцебиения (электрокардиограмма) Монро.

Он проснулся практически сразу после первого ВТП и оценил его продолжительность в восемь-десять секунд. Запись волн его мозга непосредственно перед пробуждением вновь показала наступление первой фазы сна с предполагаемыми единичными быстрыми движениями глаз. Записи давления крови показали его резкое падение, устойчивый низкий уровень в течение восьми секунд и столь же резкое возвращение к норме.

Говоря языком самого Монро, он «выкатился» из своего тела, несколько секунд пробыл в проходе, отделяющем его комнату от помещения с приборами, а затем почувствовал потребность вернуться в тело, так как у него возникли трудности с дыханием. Что касается физиологических изменений, то во время этого эксперимента приборы вновь показали первую фазу сновидения и зафиксировали только два быстрых движения глаз за весь срок; скачков давления крови в данном случае не наблюдалось.

Вскоре после завершения первой серии лабораторных экспериментов доктор Чарльз Тарт с женой решили устроить один опыт. Однажды вечером они около получаса сохраняли напряженную сосредоточенность в стремлении помочь Монро испытать ВТП и привлечь его к их дому. Тем вечером доктор Тарт позвонил Монро и сообщил ему только о том, что этой ночью (точное время не оговаривалось) они попытаются помочь ему пересечь всю страну и направят к своему дому.

Случайно выбранный момент времени соответствовал 23 часам вечера в Калифорнии, то есть 2 часам ночи на восточном побережье США. В 23 часа доктор Тарт с женой сосредоточились. В 23:05 их внимание было отвлечено телефонным звонком. Они не ответили на него и продолжали сохранять сосредоточенность до 23:30. Утром доктор Тарт позвонил Монро и сказал только то, что результаты были обнадеживающими и ему следует составить рассказ о пережитом для последующего сравнения с их независимыми отчетами.

В ночь эксперимента Р. Монро испытал следующие переживания (цитируются его записи, отправленные почтой): «Вечер прошел без каких-либо примечательных событий, и в 1:40 я наконец-то лег в постель (ориентация тела: север-юг), хотя спать не хотелось. После достаточно долгого успокоения ума в теле возникло ощущение тепла; не было ни провалов в сознании, ни легкой дремоты. Я почти сразу почувствовал, как нечто (или некто) раскачивает мое тело из стороны в сторону, а затем тянет меня за ноги! Я тут же понял, что происходящее как-то связано с экспериментом Чарли, и потому не ощутил того недоверия, какое обычно питаю к незнакомцам. Тянуть за ноги продолжали, и мне наконец удалось высвободить одну руку Второго Тела и, вытянув ее, пошарить в темноте. Через мгновение мои ноги оставили в покое, но чья-то ладонь ухватила меня за запястье – сначала мягко, затем очень крепко, и без труда выдернула из физического тела. По-прежнему испытывая доверие к неизвестной силе и легкое возбуждение, я выразил стремление отправиться к Чарли, если он (эта сила) захочет провести меня туда. Ответ был утвердительный (возникло, впрочем, ощущение безучастности и чрезвычайной деловитости). Ладонь все еще крепко охватывала мое запястье, и я чувствовал кисть этой руки – сильная, мужская, покрытая волосками, – однако мне не удавалось «увидеть» того, кому она принадлежала. Кроме того, один раз я услышал, как ко мне обращаются по имени.

Затем мы пришли в движение. Возникло знакомое ощущение того, как тело стремительно проносится в среде, напоминающей воздух. После короткого перемещения (мне показалось, что оно длилось около пяти секунд) мы остановились, и рука выпустила мое запястье. Вокруг царили полное безмолвие и мрак, а потом я медленно опустился вниз и оказался в каком-то месте, похожем на комнату...»

Прервем рассказ Монро и добавим, что он завершил свое краткое путешествие и поднялся с постели, чтобы позвонить доктору Тарту, ровно в 2:05 по времени его часового пояса. Таким образом, этот момент очень точно совпадает с тем периодом, когда доктор Тарт с женой начали сосредоточиваться: он почувствовал, как его вытягивают из тела буквально через минуту после того, как они сосредоточились.

Психологи не без оснований убеждены в том, что сопротивление переменам является частью человеческого характера. Нам хочется, чтобы мир оставался таким, каким мы его знаем, даже если при этом он нам не по вкусу. Во всяком случае, при этом мы способны предвидеть возможные в будущем события. Перемены и отсутствие уверенности могут нарушить привычные обстоятельства – и, особенно, в тех случаях, когда эти изменения никак не зависят от наших желаний, стремлений и надежд.

Переживания Монро пугающи. Он рассказывает о смерти, а в нашем (невежественном) обществе о ней говорить не принято. Мы оставляем вопрос смерти и связанные с ним утешающие слова священникам, т.е. невежественным обывателям в рясах. Порой отпускаем шуточки на этот счет. У нас возникают самые жестокие фантазии о смерти других людей, но мы никогда по-настоящему не задумываемся об этом. Книги Роберта Монро заставят нас размышлять о смерти, и вряд ли понравится многое из сказанного и те мысли, к каким оно подталкивает. Очень велико искушение счесть Роберта Монро сумасшедшим, но лучше не делать этого. С другой стороны, не все его слова являются неоспоримой истиной. Он отличный наблюдатель, но он – всего лишь человек, воспитанный определенной культурой в определенную эпоху, стало быть, его наблюдательность имеет границы. Если мы не будем забывать об этом и отнесёмся к описанным переживаниям серьезно и внимательно, то его книги вызовут у нас определенное беспокойство, но в то же время мы получим возможность узнать кое-что очень важное – вопреки нашему страху. Если же мы сами испытывали ВТП, то эти книги помогут нам избавиться от боязни или превратить свои потенциальные наклонности к подобным переживаниям в настоящий талант. Читайте книги Р.Монро внимательно и следите за своим откликом. Желаем удачи тем, кто по-настоящему захочет пережить это на личном опыте!

Ученые – исследователи внетелесного опыта Роберта Монро:

Чарльз Тарт, доктор философии, почетный профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, профессор Института трансперсональной психологии.

Доктор Твемлоу: глава исследовательского отдела Медицинского Центра в Топике; частная психиатрическая практика г.Топика, штат Канзас.

Доктор Габбард, штатный психиатр Фонда Меннингера.

Доктор Джонс, доцент кафедры психиатрии университета при Канзасском Медицинском Центре.

Проект изучения «феномена Монро» проводился при участии Института Монро (Института Прикладных Наук) в Фабере, штат Виргиния, кафедры психиатрии университета при Канзасском Медицинском Центре, Фонда Меннингера в г. Топике, штат Канзас.