Вопрос 23. Искусство Просвещения.
Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:
- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.
- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.
Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.
- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.
- Осуждение политической тирании.
- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)
Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.
Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода.
К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.
- Вопрос 20. Античное искусство.
- Вопрос 21. Искусство эпохи возрождения.
- Вопрос 22. Классицизм.
- Вопрос 23. Искусство Просвещения.
- Вопрос 24. Сентиментализм.
- Вопрос 25. Романтизм. Романтика и романтизм.
- Вопрос 26. Классический реализм 19 века / «критический реализм».
- Вопрос 27. Реализм литературы 20 века / «социалистический» реализм.
- Вопрос 29. Вид художественного обобщения: типизация и идеализация.
- 31Язык худ.Лит.
- Вопрос 32. Стихосложение и стиховедение. Основные понятия.
- Вопрос 33. Литературное произведение как художественная целостность. Принципы целостного анализа литературного произведения.
- Вопрос 34. Тема и идея литературного произведения.
- 35.Фабула и сюжет лит. Произведения
- 36.Композиция лит.Произведения
- Вопрос 38. Эпос как литературный род.
- Вопрос 39. Эпические жанры. Роман как эпос нового времени.
- Вопрос 40. Лирика как литературный род.
- Вопрос 41. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры.
- Вопрос 44. Сатира и сатирические жанры. Сатира и юмор.