5Барокко во Фландрии XVII в.
Семнадцатый век был временем создания национальной художественной школы живописи Фландрии. Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом существенно отличается от итальянского. Барочные формы наполнены чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы могучего человека и плодоносящей природы. В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем это было в Италии, получают развитие реалистические черты. Особенности художественной культуры Фландрии — жажда познавания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность — с наибольшей полнотой выразились в живописи. Фламандские живописцы, такие художники как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Иорданс, Давид Тенирс Младший и другие, запечатлели в своих полотнах опоэтизированную чувственно-материальную красоту природы и образ цельного сильного человека, исполненного здоровья, неиссякаемой энергии. Задача украшения родовых замков, дворцов аристократии и богатого городского патрициата, а также католических храмов способствовала широкому распространению в живописи мощного декоративизма, основанного на колористических эффектах. Период расцвета национальной культуры и искусства Фландрии охватывает первую половину 17 века, он обусловлен особенностями ранней буржуазной революции конца 16 века. Северные провинции Нидерландов, завоевавшие в борьбе против испанского владычества независимость, образовали Голландскую буржуазную республику. Феодальное дворянство южных провинций Фландрии вместе с крупной буржуазией пошло на компромисс с испанской монархией — во Фландрии сохранялся испанский протекторат, господство католической церкви, феодальные порядки. Торговое значение городских коммун ослабело, хотя они не утратили экономической роли и оказывали воздействие на формирование национальных черт народной фламандской культуры. Поражение освободительного движения в Южных Нидерландах не смогло остановить роста экономики страны. Пробудившаяся в ходе революции духовная энергия народа создала почву для мощного подъема творческих сил, что обусловило бурный расцвет фламандской культуры и искусства. Фландрия — страна крестьянства — славилась возникшими еще в средневековье своеобразными формами народной праздничной культуры, в которой ярко проявлялся культ природы, стихийных могучих сил человека, связанных с прославлением плодородия. Массовые карнавальные действа, свадьбы, игры, празднества бобового короля были излюбленными в народе. Они порождали образы и темы, ставшие типичными для фламандской живописи 17 столетия, оттеснявшими религиозную живопись с ее догматическим католическим содержанием.
- 1. Барокко и классицизм -- основные стилевые направления искусства XVII в.
- 3. Караваджо и значение караваджизма для европейского искусства XVII в.
- 4. Академизм в живописи Италии.
- 5Барокко во Фландрии XVII в.
- 6. Классицизм во Франции XVII в.
- 7. Общая характеристика голландского искусства XVII в
- 8. Творчество Рембрандта.
- 9. Реалистические тенденции во французском искусстве XVII в. (ж.Калло, ж. Де Ла Тур, бр.Ленен).
- 10. Искусство Испании XVII в.
- 11. Общая характеристика живописи XVIII в.
- 12. Творчество Антуана Ватто. Стиль рококо
- 13. Своеобразие бытового жанра в "сентиментальной" французской живописи XVIII в. (Грёз, Шарден, Фрагонар).
- 14. Искусство Англии XVIII в. (Хогарт, английские портерститы 2й пол. XVIII - нач. XIX вв. -- т.Гейнсборо, д.Рейнольдс).