logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений

Исследователи культуры насчитывают свыше 150 её определений. Действительно, как показывает анализ, понятие «культура» находит применение для характеристики многогранных и многоплановых процессов в развитии человечества и общества.

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в письменах и трактатах Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке и «культивированию» земли. Позднее, в средние века понятие «культура» стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека.

Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Смысл чего-то внеприродного, чего-то развитого, специально поддерживаемого в понимании «культуры» сохраняется по сей день. Сейчас понятие «культура» все чаще употребляется в значении образованности, просвещенности и воспитанности человека.

Культура- это уровень развития общества, как материальный, так и духовный. Это - совокупность общепринятых образцов поведения, мышления, мироощущения, а также индивидуально значимые действия. Она охватывает также уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов, это процесс производства самого человека.

Культура- это арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания.

Культура- есть процесс самостоятельной, разумной, целеустремлённой деятельности человека, направленный на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил. Это живая человеческая деятельность по созданию, распространению и хранению духовных и материальных ценностей.

Культура- это есть этап развития общества по восходящей. В то время какцивилизация- есть характеристика общества, развивающегося по нисходящей, как период утраты обществом культурной, духовной основы и предпочтения материальной стороны жизни.

Культура - есть результат взаимодействия человека и природы. Культура проявляется, прежде всего, через труд человека. Недаром утверждается, что культуру надо искать там, где кончается природа и начинается человек мыслящий, нравственный, с эстетическим чувством.Сущность культуры- духовная, творческая, а выражение ее - материальное.

Культура- это артефакт, т.е. всё искусственное, созданное трудом, знаниями, усилиями, творчеством человека. Культура - это всё, что не природа. Природа и культура соотносится как естественное и искусственное. Культура передаётся по традиции средствами языка, символов, изучения и подражания. Усвоению культуры способствует социализация личности.

Культура соединяет в себе и представляет собой три неразрывных аспекта:

  1. Социокультурную деятельность: экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую и другие.

  2. Развитие самой личности, а именно личность как объект культуры усваивает ее в процессе деятельности; будучи субъектом культуры, человек сам ее создает; личность есть носитель и выразитель культурных ценностей, ибо живет и действует в определенной культурной среде.

  3. Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, так и в обыденном уровне культуры.

Автор учебного пособия «Основы культурологии» Н.М. Багновская пишет, что каждая сфера жизни имеет свои ценности: политика – политические, искусство – художественные, наука – интеллектуальные, то есть культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества.

В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу выделяются по меньшей мере четыре уровня культурных ценностей:

  1. Общечеловеческие и общезначимые – ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы, гуманизма, доброты.

  2. Локально – групповые - конфессиональные ценности (христианские, мусульманские); половозрастные – молодёжные, людей среднего, пожилого возраста, женщин и мужчин; этнические и др.

  3. Сословные или социально-классовые – интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе.

  4. Индивидуально-личностные – включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобраны из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде. Составными элементами культуры принято считать:

  1. Понятия, содержащиеся в языке.

  2. Отношения как связи и взаимосвязи во времени и пространстве.

  3. Ценности как общепринятые убеждения, нравственные принципы.

  4. Правила как законы, нормы, стандарты поведения.

  5. Язык как средство общения, приобретения опыта человеческой интеграции.

К принципам взаимодействия культуры относятся:

  1. Открытость внешним влияниям, способность к восприятию, взаимообогащению. Если этого нет, наступает стагнация, отсталость, утрата культурного достояния.

  2. Самостоятельность культуры по отношению к государственному регулированию и взаимодействию с властью. Культура оказывает обратное влияние на состояние общества.

  3. Равноправие взаимодействия культур малых и больших, этнических и национальных, классической и современной.

  4. Соотношение каждого компонента духовной жизни, прежде всего, со своей культурной средой.

К основным типам и уровням управления культурой можно отнести:

  1. Государственный, подчиненный централизованному аппарату власти.

  2. Церковный,опирающийся на поддержку религиозного института.

  3. Меценатский или патронажный,где знать содержала и одаривала поэтов, музыкантов.

  4. Ремесленный, когда на заказ или на местный рынок изготовлялись предметы искусства.

  5. Коммерческий, связан с рыночными отношениями.

  6. Самообеспечение культурычерез самостоятельные институты

( церковь, образование, творческие организации, индустрия культуры).

К основным чертам мировой культуры относятся:

внебиологичность– то есть возникновение и существование её вне сферы биологии,

технологичность– способность творца приспосабливаться к среде,

продуктивность– творческий характер проявления,

стереотипичность– способность к воспроизведению.

Культура как социальное явление имеет многие формы своего существования и выражения. Наиболее выразительными и конкретными формами проявления общечеловеческой культуры являются субкультура и контркультура.

Субкультура - есть культура определённых социальных групп: нации, молодёжи, пенсионеров, военных и др. Это определенная система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Она формируется, в основном, под влиянием следующих факторов: места жительства, этнического происхождения, религии, социального положения в обществе, языка. Поэтому она может быть национальная, профессиональная, религиозная. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру.

Контркультура – это разновидность субкультуры, которая формируется на фоне существенных отличий от господствующей культуры или враждебной ей. К ней можно отнести: идеологию, действия, факторы или явления, которые противостоят официальной культуре: хиппи, анархизм, меркантилизм, секты, рокеры, байкеры и др.

Контркультура обычно несёт в себе заострённость против потребительского общества, критикует материальное благополучие, накопительство, жизненный успех, меркантильные интересы. В противовес этому она рассматривает индивидуализированное общество с ярким выражением чувственности, действия подсознательных сил и влечений. Достигается это нередко созданием небольших групп на религиозной, политической и другой основе, в которых провозглашается культ, почитание чего-либо, воздействия в себя, например, наркотиками.