8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
Феодально-католической реакцией на церковно-религиозные культурные процессы была Контрреформация, возникшая в середине 16 века. Натиск реформаторов заставил католицизм искать средства борьбы за свое существование. Средства эти были разнообразны. Усилилось политическое и военное сопротивление распространению Реформации. Происходило создание новых и переориентация деятельности старых монашеских орденов. Упрочилась внутрицерковная дисциплина. Началось создание системы массового католического образования и католической пропагандистской литературы. Таков далеко не полный перечень действий церкви.
Решительная реакция началась при Павле III (1534-1550 гг.), когда руководство церкви осознало всю серьезность ситуации. В 1542 г. в Италии вновь была введена инквизиция, которая уже за первые несколько лет своего существования выявила около 3000 только духовных лиц, склонявшихся к идеям Реформации. Затем в Риме появляется индекс запрещенных книг. Запрещают печатать литературные произведения без разрешения католической церкви.
Огромную роль в проповеди Контрреформации сыграли монашеско-рыцарские ордена, созданные для борьбы с еретиками и для восстановления подорванного авторитета католической церкви.
Ордену театинцев, созданному в 1527 г., было поручено вести работу в пользу католицизма среди итальянской знати. Орден капуцинов (нищенствующих монахов), возникший в 1526 г., был призван активнее пропагандировать новый, очищенный облик церкви. В 1530 г. начали действовать благотворительный орден барбанитов и орден св.Урсулы, взявший на себя заботу о воспитании девушек в католическом духе.
Ведущую роль в католических реформах играл орден Воинства Христа - иезуитов, основателем которого является Игнатий Лойола (1491-1556), орден был официально утвержден папой в 1540 году. Успехи ордена иезуитов были поразительными. Иезуиты проповедовали, преподавали, вели миссионерскую деятельность в протестантских и языческих странах. Этот орден играл определяющую роль в Церкви, способствуя успеху католической реформы. Орден создал целую сеть подконтрольных им учебных заведений, готовивших кадры для полемики с протестантизмом и для активной миссионерской деятельности во всем мире. Члены ордена к традиционным религиозным обетам прибавили специальный обет послушания папе, который мог попросить их выполнить любую миссию.
Постепенно дух обновления проник в самое сердце Католической Церкви. Папа Павел III в 1545 году созвал Тридентский Собор, который завершился лишь через 18 лет, в 1563 году. Папа Павел III поставил перед собором несколько вопросов: положить конец религиозному разделению и реформировать Церковь. Первую задачу собор решить не смог, ибо был созван слишком поздно: возродить былое единство Церкви, разбитое протестантскими движениями, было уже невозможно. Однако удалось решить вторую задачу. Собор не побоялся вскрыть недостатки церковной жизни, указав в первую очередь на невежество и развращенность духовенства. Чтобы претворить в жизнь великие намерения, требовалось много людей, и они нашлись. Папы и епископы, монахи и простые верующие взялись осуществлять католическую реформу.
Таким образом, на Тридентском Соборе был упорядочен церковный культ, упорядочена дисциплина среди духовенства, и установлен контроль над религиозной жизнью народа.
Собор ясно сформулировал принципиальные расхождения с протестантизмом и решительно осудил реформаторов. Вновь было подчеркнуто единство церкви с папой во главе и значение традиционных таинств. Собор окончательно закрепил положение, согласно которому церковное предание объявлялось равным по авторитетности Писанию. Было вынесено специальное постановление о богодуновенности только латинского перевода Библии, принятого католической церковью. Само чтение ее обставлялось для мирянина рядом условий. Только латинский язык объявлялся допустимым языком церковной службы. Кроме того, собор окончательно догматизировал учение церкви о спасении, включающее концепцию сверхдолжных заслуг и положение о чистилище.
В духе этих решений и по поручению собора управление Римской католической церкви составило в 1566 г. катехизис, а в 1570 г. – литургические правила. Таким образом, под воздействием протестантизма католицизм, наконец, получил законченную форму, которой ему так не доставало в течение всего средневековья. Все неясные вопросы были разрешены, вероучение и культ были, наконец, унифицированы.
Фактически собор объявил протестантизму войну, которая вскоре и началась. Серия религиозных войн во Франции, поддержка католической партии в Англии, война в Нидерландах и, наконец, война 1618-1648 гг. в Германии – все эти события во многом были вызваны непримиримостью католической церкви. Тем не менее, искоренить протестантизм церковь была уже не в состоянии.
Итоги всего периода католической реакции подвел Вестфальский мир, узаконивший существование протестантизма и положивший конец как целостности средневековой Священной Римской империи, так и вселенским притязаниям Рима.
История католицизма не сводится только к длинному ряду политических неудач. Именно в этот период церкви удалось расширить свое влияние как никогда прежде. Даже в условиях острой конкурентной борьбы с протестантизмом миссионерская деятельность, активизированная Тридентским собором, принесла богатые плоды практически на всех континентах, в результате чего католическая церковь пополнилась сотнями миллионов членов.
В целом, специфику культуры Возрождения составляет совмещение двух противоположных по направленности импульсов: традиционалистского (что выразилось в отношении к античной культуре как абсолютной норме) и инновационного (что выразилось в обостренном внимании к культурному смыслу индивидуальной деятельности). Центральным событием новой модели мира становится человек. Основой идеологии Возрождения стала идея безусловного приоритета индивидуальных ценностей. Запад окончательно и необратимо принял модель мира, в которой главным событием стало событие индивидуального бытия. Это был выбор, определивший величие и трагедию западной культуры. Следование по этому пути закономерно привело к расцвету демократии, науки, технологии и к последующим глобальным проблемам, кризису морали и культуры.
Вопросы для обсуждения:
Каковы истоки Ренессанса?
В чем заключаются особенности ренессансной ментальности?
Что представляет собой гуманизм, каковы его типические черты?
В чем заключаются особенности Итальянского и Северного Возрождения?
Что такое Реформация? Какие вы знаете протестантские конфессии?
Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?
Литература
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Бобер М, Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.
История религии. Спб., 1997.
Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1970.
Порозовская Б. Д. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки. М., 1995.
Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М., 1981.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?