Классификация цветовых гармоний
Одной из важных проблем в изучении цветовой гармонии является также классификация возможных типов гармонии. С классификации начинается и ею заканчивается всякое научное исследование. Классификация дает возможность обобщить, привести в систему и изучить посредством сравнения многообразные явления. Необходимость классификации цветовых гармоний как различных форм использования цвета очевидна и для художественной практики и для науки.
Таблица 28. Классификация цветовых гармоний по системе Брюкке: а) изохромия, б) хомеохромия, в) мерохромия, г) пойкилохромия
Одна из самых ранних классификаций цветовых гармоний принадлежит Брюкке, который различал четыре их типа:
1. Изохромия — композиция в одном цветовом пятне, тоне.
2. Хомеохромия — композиция в пределах малого интервала.
3. Мерохромия — композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
4. Пойкилохромия — метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.
Таблица 29. Классификация цветовых гармоний по системе Теплова и Шеврова: а) однотонная; б) полярная, в) трех цветная, г) многоцветная
Также четыре типа цветовой гармонии выделяют в своей классификации советские ученые Б. М. Теплов и П. А. Шеваров:
1. Однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов.
2. Полярная, построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
3. Трехцветная, построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
4. Многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.
В обеих классификациях совпадают 1-й и 4-й пункты и различаются 2-й и 3-й, которые, однако, и там и здесь представляются нам убедительными. Соединив эти две классификации вместе, мы получим 6 типов цветовой гармонии, к которым практически оказывается возможным свести все многообразие цветовых решений в практике мировой живописи.
- Введение
- Свет и цвет
- Освещенность реального объекта и свет в изображении
- Источники света
- Сила света
- Светотень
- Падающая тень
- Светотень и композиция пространства
- Освещенность и яркость
- Отражение света поверхностью
- Ахроматические цвета
- Яркость и светлота
- Белизна
- Постоянство белизны
- Свет и форма предмета
- Светотень и перспектива
- Спектральные цвета
- Основные характеристики цвета
- Светлота, или тон
- Цветовой тон
- Насыщенность
- Насыщенность и чистота цвета
- Цвет поверхности
- Систематика цветов
- Проблема измерения цвета
- Природа цветового зрения
- Чувствительность глаза
- Смешение цветов
- Взаимодополнительные цвета
- Поверхностно-пространственные качества цвета
- Контраст
- Одновременный световой контраст
- Одновременный цветовой контраст
- Контраст по насыщенности
- Пограничный контраст
- Последовательный контраст
- Несобственные качества цвета
- «Теплые» и «холодные» цвета
- Эстетика изолированного цвета
- Чистота цвета как функция красоты
- Цветовое предпочтение
- Символика цвета
- Цветовая гармония
- Нормативные теории цветовой гармонии
- Форма и величина цветовых пятен
- Психофизиологическая теория цветовой гармонии
- Гармония взаимодополнительных цветов
- Содержательность цветовой гармонии
- Классификация цветовых гармоний
- Цветовая композиция
- О понятии «живописность»
- Колорит
- Основные признаки колоризма
- Классификация типов цветового строя
- Тональные отношения
- Живописность — колоризм — декоративность
- Деградация тона, оттенок, нюанс
- Полутон
- Локальный и предметный цвет
- Цвет и краска
- Краска и ее свойства
- Смешение красок
- Палитра
- Смешение путем наложения
- Аддитивное смешение и раздельный мазок
- Фактура красочного слоя
- Заключение