logo search
Колин - Социальная информатика

6.6. Проблема информационно-психологической безопасности

Определение понятия информационно-психологической безопасности

Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере.

В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема — информационно-психологической безопасности. Эта проблема еще недостаточно хорошо изучена, однако ее актуальность и социальная значимость столь высоки, что обойти вниманием эту проблему в данном пособии было бы совершенно неправильным.

Под информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий [112].

К числу основных факторов информационно-психологического воздействия могут быть отнесены многие сравнительно недавно появившиеся в обществе тенденции и факторы, которые можно условно разделить на четыре основные группы.

1. Политические факторы, среди которых наиболее важными являются:

• изменение геополитической обстановки в мире и положения в нем нашей страны, тенденция к формированию однополярного мира при гегемонии США;

• разрушение прежней командно-административной системы и формирование новой государственности и гражданского общества;

• более активное развитие международного сотрудничества и связанное с этим более интенсивное информационное взаимодействие с зарубежными странами;

• усилившаяся информационная экспансия США и других западных стран с целью распространения своего мировоззрения, идеалов, политических и духовных ценностей.

2. Социально-экономические факторы, наиболее существенными среди которых являются:

• падение жизненного уровня населения, небывалое материальное и духовное расслоение общества, появление в нем большого количества обездоленных, рост явной и скрытой безработицы;

• разрушение прежде существовавшей системы социальной защиты населения, ухудшение здоровья нации и сокращение общей продолжительности жизни людей;

• эскалация преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, криминализация общественных отношений;

• возрастание социальной напряженности в обществе, в том числе на базе межэтнических и религиозных отношений.

3. Духовные факторы, в числе которых наиболее влиятельными представляются следующие:

• кризис государственной и национальной идеологии, деформация традиционных норм поведения, нравственных установок и духовных ценностей;

• все более активное проникновение в общественное сознание массовой культуры Запада и вытеснение ею культурно-исторических национальных традиций;

• возрастание деструктивной роли исламского фундаментализма, религиозного сектанства и форм мифологического сознания.

4. Технологические факторы, наиболее важными из которых являются:

• появление и все более широкое распространение новых форм воздействия на общественное сознание (избирательных и политических технологий, нейролингвистического программирования, использования технотронных средств);

• массовое распространение общественного телевидения и его использование в качестве высокоэффективного средства воздействия на общественное сознание;

• все более широкое распространение в обществе информационной техники и новых компьютерных технологий, обладающих свойствами сильного воздействия на психику людей.

С точки зрения информационно-психологической безопасности интерес представляют не сами перечисленные выше негативные факторы, а то, как они воздействуют на психику людей.

При этом необходимо подчеркнуть, что технологические факторы чаще всего выступают как средства, психологического воздействия, которые существенным образом усиливают содержательное воздействие других факторов.

Поэтому, нисколько не умаляя содержательную роль последних, мы в дальнейшем сосредоточим свое внимание лишь на рассмотрении технологических факторов информационно-психологической безопасности, так как именно они представляют собой совершенно новый социальный феномен, который еще недостаточно изучен современной психологической наукой.

Основные виды информационно-психологических воздействий

В дальнейшем будем различать следующие основные виды информационно-психологических воздействий:

• самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения связной, компьютерной или же телевизионной техники);

• преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью ее явного или скрытого побуждения к определенным действиям.

Анализ самопроизвольных технологических воздействий информационной техники является предметом изучения инженерной экологии, которая существует уже более 30 лет и, безусловно, получит свое дальнейшее развитие в XXI веке в связи со все более широким распространением в обществе информационной техники. При этом, как представляется, первостепенное внимание должно быть уделено проблемам негативного воздействия на здоровье людей наиболее массовых видов информационной техники — телевидения, компьютеров, средств мобильной радиосвязи [ИЗ].

Кроме того, в связи с глобальной электрификацией и информатизацией общества, в ближайшие годы на повестку дня может оказаться выдвинутой еще одна совершенно новая глобальная проблема — обеспечения информационно-энергетической безопасности биосферы нашей планеты от вредного воздействия электромагнитных полей, интенсивность которых быстро нарастает и начинает влиять не только на многие биологические процессы в живых организмах и растениях, но и на их генетическую основу. Эта проблема еще практически не осознана современным обществом, но от этого она не становится менее опасной [114] .

Что же касается манипулятивных воздействий на психику людей, то здесь необходимо отметить их следующие основные особенности:

• высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только лицами, имеющими специальные психологические знания и опыт;

•использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемых психологических технологий) ;

•появление в последние годы психофизического (психотропного) оружия, т. е. техногенных средств, использование которых может оказать дистанционное воздействие на психические функции и работу физиологических органов и систем человека [96].

Современное состояние методов

информационно-психологического воздействия

и особенности их проявления в России

Одной из главных причин развития и все более широкого использования в современном обществе психологических манипуляций сознанием людей является переход к рыночной форме экономики. Абсолютизация рыночных отношений и конкуренции в развитых капиталистических странах как основного способа социальных отношений, утверждение капитала в качестве основного богатства общества, а прибыли — в качестве основной цели его экономической активности — все это создало достаточно сильную мотивацию для психологических манипуляций.

Наиболее характерным примером этого является развитие рекламы товаров и услуг, которая становится настоящим бичом в современном обществе потребителей. Так, например, в странах Америки и Европы сегодня получило широкое распространение такое социальное явление, как болезнь насильственных покупок. Она проявляется в том, что, находясь под постоянным воздействием рекламы, люди начинают приобретать массу таких вещей, которые им по существу вовсе и не нужны.

Достигается же такое воздействие посредством использования специально разработанных и умело осуществляемых рекламных технологий, которые представляют собой специальные методики психологического воздействия на подсознание. Это и специальные методы подачи изображений рекламируемых изделий на рекламных плакатах и экранах телевизоров, и определенным образом подобранные фразы в рекламных роликах и видеоклипах, и т. п.

С развитием информатизации общества уровень «включенности» людей в информационно-коммуникативные процессы существенным образом возрастает, что многократно увеличивает эффективность использования манипулятивных информационных технологий. Это превращает такие технологии в один из основных факторов угрозы для информационно-психологической безопасности личности, отдельных социальных слоев и населения страны в целом.

Манипулирование общественным мнением при помощи специальных информационных технологий стало сегодня высокоэффективным средством политической борьбы и поэтому широко используется в различных странах, в том числе и в России. При этом использование таких технологий в нашей стране не получает практически никакого противодействия со стороны государства и общества и поэтому достигло таких масштабов, что начало представлять угрозу безопасности не только личности, но и российскому обществу, и нашему государству.

Опасность этой ситуации начала осознаваться российскими учеными лишь в последнее пятилетие, когда стали появляться первые тревожные статьи по этому поводу, а по инициативе Института психологии РАН в 1995 и 1996 гг. были проведены две научно-практические конференции «Проблемы информационно-психологической безопасности» [112] . Эти конференции показали особую актуальность проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства на современном этапе развития России, которая обусловлена следующими основными особенностями этого периода.

1. Страна уже длительное время находится в стадии глубокого социально-экономического, научно-технического и духовного кризиса, что обострило восприимчивость населения к информационно-психологическим манипуляциям.

2. В стране начисто отсутствует какой-либо механизм защиты населения от психологических манипуляций политической, экономической и духовной направленности, что делает миллионы наших сограждан их жертвами. Достаточно вспомнить лишь широко известные аферы финансовых пирамид типа «МММ», «Русский дом Селенга» и др., от которых пострадали миллионы вкладчиков и которые стали возможными только благодаря манипулированию общественным сознанием через рекламу на каналах общественного российского телевидения.

3. В России сегодня практически нет никаких социальных механизмов для контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий на человека и общество, которые уже созданы и функционируют в ряде других стран. Отсутствует не только необходимая правовая база для такого рода контроля, но даже попытки ее создания наталкиваются сегодня на решительное противодействие определенных слоев общества, рассматривающих такие попытки как ограничение информационной свободы в демократическом обществе.

Именно поэтому многочисленные и разнообразные каналы информационно-психологического воздействия на людей остаются в современной России бесконтрольными и широко используются для манипулирования общественным сознанием.

4. Поиск конструктивных решений по обеспечению информационно-психологической безопасности страны затруднен в современной России еще и тем, что в ней пока не создано даже концептуально научно-методического обеспечения для решения этой важной и актуальной проблемы. Правда, попытки в этом направлении уже делаются. Так, например, в соответствии с рекомендациями ряда ученых страны были предприняты попытки разработки проекта концепции информационно-психологической безопасности России. Однако эта концепция, насколько известно автору, до сих пор не принята на уровне общегосударственного документа.

Таким образом, как это ни печально, приходится констатировать, что современное российское общество сегодня полностью обезоружено перед лицом информационно-психологической опасности, которая уже является объективной реальностью сегодня и будет еще сильнее проявлять себя в будущем.

По прогнозам некоторых ученых, деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием с политическими, экономическими и другими целями могут превратиться в XXI веке в глобальную мировую проблему, которая станет в один ряд с национальными конфликтами, экономическими катастрофами и демографическими бедствиями [115, 116].

И надо быть к этому готовыми.

Телевидение - наркотик для информационного общества

Телевидение является одним из самых распространенных в современном обществе средств массовой информации. Сегодня телевизионный приемник есть практически в каждом доме, в каждой семье, проживающей в более или менее развитой стране. Причем многие семьи имеют цветные телевизоры, позволяющие принимать большое количество разнообразных телевизионных программ. Все шире распространяется по нашей планете и спутниковое телевидение, дающее возможность непосредственного приема телевизионных программ на домашнюю спутниковую антенну.

Появилась такая возможность и в России. Система «НТВ-Плюс» представляет российскому пользователю уже сегодня возможность смотреть телевизионные передачи по более чем 50 международным телевизионным каналам. Конечно, это только «первая ласточка», за которой, без всякого сомнения, последуют и другие. Как средство распространения массовой информации телевидение имеет ряд принципиально важных особенностей, которые выделяют его среди других средств информатики и делают особо важной его роль в проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности человека и общества. Наиболее важными из этих особенностей являются следующие.

1. Телевизионное изображение несет колоссальное количество информации, и по этому показателю на несколько порядков превосходит все другие способы передачи информации, используемые в современном обществе. Поэтому телевидение является сегодня самым эффективным и самым широко распространенным средством воздействия на массовое сознание.

2. Телевизионное изображение легко воспринимается сознанием человека, не только потому что зрение является его самым широкополосным каналом связи с окружающей действительностью, но и потому, что зрительные образы легко запоминаются людьми (иногда — на всю жизнь), вызывают у них различные ассоциации и достаточно сильные эмоции. Ведь не зря русская пословица утверждает: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

3. По утверждениям психологов, зрительные образы легко проникают не только в сознание людей, но и в их подсознание. Причем это может происходить неосознанно, без каких-либо усилий со стороны человека, а в большинстве случаев — и помимо его воли. Так, например, если вы находитесь в комнате, где работает телевизор, то даже в том случае, когда вы не сидите перед его экраном, а лишь мельком поглядываете на него, занимаясь другими делами, значительная часть телевизионной информации все же проникает в ваше подсознание, хотя вы сами об этом и не подозреваете.

4. Многие телевизионные передачи оказывают на людей гипнотическое воздействие, приводя их в расслабленное состояние и делая их таким образом более восприимчивыми к восприятию коммерческой или политической рекламы или же другой навязываемой человеку информации с целью манипулирования его сознанием. По некоторым публикациям, определенную роль в повышении гипнабельности населения России

играют те бесконечные зарубежные телесериалы, которые в последние годы заполнили практически все каналы российского телевидения. Ведь хорошо известно, что одним из необходимых условий эффективности гипнотического воздействия на людей является их физическое и психологическое расслабление.

Так что имейте ввиду, что когда Вы после трудового дня отдыхаете в уютном кресле перед телевизором, расслабляя свое тело и психику под бесконечные стенания очередной «Антонеллы» или «Просто Марии», именно тогда Вы становитесь особо уязвимыми для психологических манипуляций Вашим сознанием.

5. Благодаря продолжительному просмотру передач многими людьми, ограниченными в других формах получения информации, возникает чувство зависимости человека от телевидения, своего рода «телемания», которая аналогична по своим проявлениям наркотической или же алкогольной зависимости. Поэтому вывод о том, что телевидение является своеобразным наркотиком для современного информационного общества, не кажется мне преувеличением. Скорее наоборот, опасность психологического воздействия этого наркотика на людей еще должным образом не осознанна и, вне всяких сомнений, еще проявит себя в будущем.

Нейролингвистическое программирование в

манипуляциях общественным сознанием

Один из весьма эффективных современных способов воздействия на психику людей основан на использовании метода так называемого нейролингвистического программирования. Суть этого метода заключается в том, что при помощи особых форм словесного внушения в подсознание людей вводятся те или иные речевые «команды» или же словесные ассоциации, которые порождают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие их впоследствии ко вполне определенным действиям.

Эти действия могут выражаться в поддержке тех или иных партий или политических лидеров в период избирательных компаний, в выражении своего отношения ко многим социально значимым процессам и явлениям общественной жизни, в изменении своих взглядов на жизнь, а также моральных и нравственных ограничений и духовных ценностей.

Вообще-то, методы нейролингвистического программирования создавались психологами и психиатрами совсем для других целей, а именно — для лечения психологических расстройств и болезней, психотерапевтического воздействия на людей с целью укрепления их здоровья. Однако, поскольку эти средства оказались весьма эффективными, то, как это уже неоднократно происходило в истории развития научно-технического прогресса, они стали в последние годы все шире использоваться для манипулирования сознанием людей, т. е. против самого человека.

Характерный и весьма, поучительный пример такого манипулирования российские телезрители имели возможность наблюдать во время подготовки последних выборов в Государственную Думу России в период ноября-декабря 1999 года. Здесь имеется ввиду, в частности, телевизионная пропаганда на канале ОРТ против кандидатуры московского мэра Ю.М. Лужкова. Уж как нам только его не показывали: и с бородой моджахеда, и с ослиными ушами, и в мусульманской чалме!

Результат этих манипуляций не замедлил сказаться: рейтинг Лужкова как одного из возможных кандидатов в президенты России за два месяца упал в несколько раз и в январе 2000-го года уже оценивался социологами на уровне 1%. Вот так воздействуют на людей манипуляции их сознанием!

Кстати, регулярная трансляция по телевидению рейтингов тех или иных политических лидеров также является одной из технологий программирования общественного сознания. Сначала люди не соглашаются с навязываемыми им оценками рейтингов политических лидеров. Но затем, наблюдая эти оценки регулярно, они постепенно привыкают к ним, как бы забывая о своем собственном мнении, и голосуют именно так, как им подсказывают психологические манипуляторы.

Еще один весьма эффектный психологический прием программирования сознания состоит в том, что портрет рекламируемого лидера помещается в верхнем углу экрана и обязательно в светлой рамке. Именно этот образ запечатлевается в памяти сильнее других. При этом очень хорошо действует золотистый фон вокруг портрета пропагандируемой личности.

Что же касается ее оппонентов, то их изображения следует размещать в нижней части экрана и обязательно на темном фоне. Успех гарантируется, так как здесь срабатывают механизмы выбора на уровне подсознания. Это уже хорошо проверено практикой.

Необходимо подчеркнуть, что манипулирование сознанием не только изменяет социальное поведение людей, но и весьма отрицательно сказывается на состоянии их психического и физического здоровья. Особенно разрушительное воздействие на здоровье людей оказывает продолжительное восприятие ими потоков негативной информации, которая в последние годы буквально переполняет российские средства массовой информации.

Бесконечные сцены насилия, жестокости и разрушений не только деформируют психику людей, делая их самих более агрессивными и жестокими, но и нарушают нормальное течение многих биологических процессов в их организме. Исследования показывают, что в результате регулярных отрицательных психологических воздействий на человека резко понижается биологическая сопротивляемость организма, страдает иммунная система, снижается жизненный тонус, развиваются импотенция и фригидность.

В конечном итоге, люди чаще болеют, раньше стареют и умирают. Вот та цена, которую платит человечество за неограниченную свободу массовой информации. Эти выводы подтверждаются, в частности, результатами исследований, на примере анализа воздействия на зрителей передач российского телевидения [117].

Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие

Термином «виртуальная реальность» сегодня обозначают новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзию наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики.

Другими словами, виртуальная реальность — это искусственно создаваемый человеком мир, в который он сам может проникать тем или иным способом и как бы существовать в этом мире определенное время, испытывая при этом комплекс тех ощущений, которые знакомы ему по реальному миру или же переживаются впервые.

Технические системы, которые обеспечивают формирование виртуальной реальности в сознании человека, называются системами виртуальной реальности. Сегодня такие системы обязательно включают в себя достаточно мощные компьютеры, а в ряде случаев и другие сенсорные и кибернетические устройства (системы создания стереоизображений, ручные манипуляторы, специальные динамические кресла-платформы, шлемы-дисплеи, специально оборудованные кабины и камеры и т. п.)

Системы виртуальной реальности находят в последние годы все более широкое применение в следующих четырех основных направлениях человеческой деятельности:

• для обучения, тестирования и тренировки персонала, которому в дальнейшем предстоит действовать в непривычных условиях, сложной обстановке, искусственной или опасной среде (космонавты, пилоты самолетов, водолазы и т. п.);

• создание новых активных форм игровой деятельности и развлечений, в которые иногда может быть включено большое количество (до нескольких десятков тысяч) участников;

• создание «виртуальных объектов» и «виртуальных процессов» и их изучение с целью познания закономерностей реального мира;

• изучение глубинных механизмов психической деятельности самого человека.

Считается, что термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 году американским ученым Джароном Леньером (Jaron Lanier), который создал в Калифорнии научно-исследовательскую фирму VPL Research Corporation, ставшую разрабатывать системы виртуальной реальности. Основными техническими компонентами таких систем в большинстве случаев являются:

• компьютерные средства построения объемных зрительных сцен и звукового стереосинтеза;

• специальный нашлемный дисплей-видеофон или же специальные очки, создающие стереоскопический эффект;

• ручной манипулятор в виде надеваемой на руку оператора «перчатки данных»;

• специальный костюм, надеваемый оператором, «экзоскелетон».

Основным способом реализации технологий виртуальной реальности является использование интерактивной компьютерной графики, в реальном масштабе времени. При этом, как правило, создаются трехмерные зрительные сцены, которые в сочетании со специальными технологическими приемами отображения информации создают у человека ощущение «погружения» в виртуальное пространство и возможности самому манипулировать объектами, наблюдаемыми в этом пространстве.

Достигаются эти эффекты путем комплексного воздействия на психику человека через зрительные и слуховые каналы, вестибулярный аппарат и тактильное восприятие. Так например, пользователь системы виртуальной реальности может поворачивать голову с надетым на нее шлемом и в результате этого изменять точку обозрения пространственных сцен и виртуальных объектов, а перемещаясь по комнате, он как бы двигается внутри виртуального пространства.

При помощи ручного манипулятора можно «потрогать» виртуальные предметы, которые на самом деле

существуют лишь в памяти компьютерной системы. Специальный костюм «экзоскелетон» служит для того, чтобы передавать в компьютер сигналы мышечных усилий человека. Он также формирует у оператора и чувственные восприятия от реакций внешней среды.

Кресла-платформы и специальные кабины могут создавать у людей ощущения перемещения их тела в пространстве, например, полета или движения в автомобиле по пересеченной местности.

Конечно же, весь перечисленный выше набор технических компонентов систем виртуальной реальности используется далеко не всегда, а лишь в так называемых системах усиленной виртуальной реальности. Однако создаются и другие, более упрощенные системы, обычно используемые для развлечения или же в учебных целях. В таких системах для манипуляции объектами в виртуальном пространстве вместо «перчатки данных» может использоваться, например, обыкновенная компьютерная «мышь» или джойстик. С их помощью оператор может манипулировать с изображаемыми на экране компьютера объектами виртуального пространства: перемещать их, поворачивать и т. п.

Сами по себе отдельные компоненты систем виртуальной реальности стали разрабатываться уже в конце 60-х годов ХХ-го века. Однако их системная интеграция стала возможной лишь при создании современных компьютерных систем, которые обладают необходимой памятью и производительностью для того, чтобы создавать виртуальное пространство и наполнять его виртуальными объектами, способными в реальном масштабе времени реагировать на действия оператора.

Системы виртуальной реальности показали свою высокую эффективность в качестве обучающих систем и разного рода тренажеров. Так например, эти системы успешно используются в медицинских центрах при планировании хирургических операций, в авиации — при подготовке военных летчиков, при управлении подводными аппаратами, а также при тренировках космонавтов и планировании космических экспедиций [118].

Известная американская фирма Боинг использует средства виртуальной реальности при проектировании и испытании новых самолетов. С этой целью в ее составе создан специальный Центр передовых технологий, который входит и в «Консорциум виртуальной реальности».

Весьма эффективной оказалась система виртуальной реальности при обучении спасателей проведению эвакуации потерпевших при чрезвычайных ситуациях, например, при пожарах в зданиях, самолетах и т. п. Эта система позволяет также производить моделирование поведения людей в этих ситуациях, например поведение толпы, бегущей через узкий проход.

Существуют и системы военного назначения, предназначенные для тренировки операторов автоматизированных систем управления войсками, а также членов танковых экипажей.

Новые возможности открывают применение систем виртуальной реальности и в научных исследованиях. Так например, система VISUAL, разработанная в японском университете Nagoya, позволяет осуществлять сложные манипуляции с трехмерными изображениями в виртуальном пространстве. Оператор может «разрезать» изучаемые им виртуальные объекты на части в любом направлении, отодвигать эти части друг от друга и обозревать их с разных сторон.

Уже созданы системы виртуальной реальности, позволяющие получать и исследовать объемные изображения химических молекул, моделировать движения элементарных частиц в искривленном физическом пространстве, наблюдать явления турбулентности в потоках жидкости и газа и т. п. При этом используются уже известные науке модели движения жидкости, процессов горения и др.

Технологии виртуальной реальности достаточно легко конвертируются из профессиональной, научной или же оборонной сферы в индустрию развлечений и уже сегодня достаточно широко используется в этой индустрии. В развитых странах Запада, а также в Японии уже существуют десятки частных фирм, которые специализируются на такого рода развлечениях. При этом наиболее широко распространенными являются так называемые «прогулочные» (wolk through) системы виртуальной реальности. Они позволяют пользователям осуществлять «прогулки» по улицам незнакомых городов (иногда вымышленных) и даже по поверхности других планет солнечной системы.

Существуют также разработки систем виртуальной реальности, которые позволяют проводить компьютерные игры с участием большого количества пользователей. Это так называемые «виртуальные цивилизации». Одна из таких разработок реализована в 1990 году в Японии. Там средствами компьютерной телекоммуникационной сети и технологий виртуальной реальности создан виртуальный город Хэбитэт [119], в котором уже «проживает» более 10 тыс. жителей. Любой пользователь вычислительной сети, обладающий собственным компьютером, может стать «жителем» этого города. При этом ему представляется возможность самому выбрать свой внешний вид из более чем тысячи возможных вариантов, подобрать себе одежду, жилище и т. п.

Жители этого города «живут» полноценной личной жизнью. Они встречаются друг с другом, общаются между собою, делают покупки в магазинах, вступают в браки и даже избирают правительство. Таким образом, доказана возможность создания принципиально новой, искусственной киберкультуры, обладающей своего рода виртуальной психологией, которая в дальнейшем может начать вытеснение реальных традиционных культур.

Некоторыми свойствами системы виртуальной реальности обладает и информационная система Videoway, созданная в Канаде на основе системы кабельного интерактивного телевидения. Эта система охватывает около 70% всех абонентов кабельного телевидения и дает достаточно широкие информационные возможности. Это не только обширный перечень информационных услуг (справок, консультаций и т. п.), но также возможности совершать покупки в магазинах, «посетив» их дистанционным образом и выбрав необходимые

товары, пользование различного рода учебными и игровыми компьютерными средствами и т. п.

Популярность этой системы оказалась настолько велика, что уже в 1995 году каждый ее пользователь затрачивал на общение с помощью этой системы около двух часов ежедневно [120].

Можно прогнозировать, что реальные перспективы превращения населения в некое «виртуальное сообщество» создает и глобальная компьютерная информационно-телекоммуникационная сеть ИНТЕРНЕТ. С развитием абонентской сети связи и возможностей для использования компьютерной графики и видеоизображений эта сеть может стать технической основой для все более широкого развития и распространения в обществе информационных технологий виртуальной реальности, которые и могут стать базой для формирования «виртуальных сообществ» людей и распространения в них «киберкультуры ».

Поэтому проблема существования человека в новом информационном киберпространстве — это уже не удел писателей фантастов и футурологов, а, к сожалению, достаточно близкая реальность нашего информационного будущего.

Рассмотрим теперь некоторые результаты психологического воздействия на людей технологий виртуальной реальности. Исследования последних лет показывают, что эти последствия могут оказаться весьма серьезными. Так например, при увлечении компьютерными играми и другими видами «неглубокой» виртуальной реальности у людей развивается все большая потребность в их регулярном использовании, своего рода «компьютеромания». При этом люди все больше отдаляются от реального мира, предпочитая его миру виртуальному, где нет проблем и опасностей, а также обязанностей и забот реального мира. И это определенным образом деформирует их психику. Причем наиболее чувствительными, по наблюдениям психологов, оказываются дети и люди пожилого возраста.

Однако наиболее сильное и даже опасное для психики человека воздействие оказывают «глубокие» системы виртуальной реальности по типу тренажерных систем. Исследования показали, что решающее значение здесь имеет возраст операторов и продолжительность их пребывания в условиях виртуальной реальности. Так, например, при использовании тренажерных систем в течение более чем 15 минут у многих операторов возникали симптомы, аналогичные сильному алкогольному опьянению. Это и тошнота, и головная боль, и потеря координации, и другие расстройства двигательных и физиологических функций [118].

Медики предупреждают, что бесконтрольное использование технологий виртуальной реальности в профессиональной сфере и в системе образования может привести к появлению новых видов «киберболезней», достаточно серьезных и опасных для здоровья людей и в особенности — для детей и юношества.

Что же касается все более широкого распространения этих технологий в индустрии развлечений, то здесь эти последствия могут оказаться сопоставимыми с распространением наркотиков.

Таким образом, технологии виртуальной реальности являются, по-видимому, самыми мощными средствами психологического воздействия на людей. В информационном обществе они, безусловно, получат широкое применение в самых различных сферах социальной практики — от научных исследований до прогнозирования состояния финансовых рынков. Однако, как и любое сильное средство, эти технологии таят в себе серьезную опасность для физического и психического здоровья общества. Именно поэтому их развитие и практическое использование должно стать предметом особого внимания как со стороны психологов, так и со стороны властных структур общества, которые обязаны принять превентивные меры по отношению к этой новой и еще практически не изученной психологической опасности.