6.4. Информационная свобода личности
Понятие информационной свободы личности
С развитием процессов демократизации общества в нашу жизнь вошло новое понятие — информационная свобода личности. Информационная свобода личности является одним из наиболее важных достижений демократии, которое может быть сравнимо лишь разве с отменной рабства и крепостного права.
Стремление к свободе, т. е. к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями, является одним из наиболее фундаментальных психологических свойств человеческой личности, которое самым тесным образом связано с ощущением человеком психологического комфорта, счастья и благополучия. Ведь по-настоящему счастливым может быть только свободный человек, ибо только свобода открывает ему возможность для своей полной самореализации, осуществления своих планов и замыслов, достижения главных жизненных целей.
В учениях древних философов Сократа и Платона подчеркивалась особая роль свободы для судьбы человека. При этом исключительно важное значение придавалось свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса под свободой понималась возможность беспрепятственного всестороннего развития человеческой личности. Нам представляется, что именно эти представления наиболее полно отвечают современным воззрениям.
Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.
Таким образом, информационная свобода личности является важнейшим необходимым условием свободы самого человека, которое обеспечивает его самореализацию в обществе, интеллектуальное и духовное развитие. Именно поэтому информационная свобода личности должна рассматриваться как важнейшее право человека, которое должно быть гарантировано наивысшими законами демократического общества, такими, как Конституция страны, Декларация прав человека и т. п.
В то же время необходимо подчеркнуть, что информационная свобода личности не должна быть беспредельной. Она не должна наносить ущерба другим людям и поэтому должна быть ограничена этическими нормами. То есть информационная свобода личности предполагает и вполне определенный уровень ее ответственности перед обществом за свои поступки в информационной сфере.
Информационная свобода личности не должна также наносить ущерба общественным и государственным интересам и поэтому может и должна регулироваться общественными нормами, государственным и международным правом.
Таким образом, информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов.
Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности
Необходимым условием информационной свободы личности является обеспечение права человека на информацию. Это право должно быть зафиксировано в Конституции страны, в базовом законодательстве, которое определяет важнейшие правовые положения в информационной сфере, а также практически обеспечиваться политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.
Мало того, органы государственной власти и местного самоуправления в демократическом обществе обязаны создавать такие условия функционирования его информационной среды, которые содействовали бы повышению информированности всех членов этого общества в области социально значимой информации. Так, например, в федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» (статья 13 «Гарантии представления информации») содержатся следующие требования:
«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренном в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суде».
Таким образом, закон обязывает российские власти не только формировать в доступной форме общественно значимую информацию о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т. п., но также и оповещать граждан через средства массовой информации о состоянии этих сфер деятельности общества. Причем невыполнение этих обязанностей влечет за собой административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.
Информационная свобода личности и средства массовой информации
Информационная свобода личности в том или ином обществе в значительной степени определяется деятельностью и положением в этом обществе средств массовой информации. Ведь именно через СМИ большинство людей получают сведения не только о текущих политических событиях и погоде на завтра, но и о достижениях научно-технического процесса, образования и культуры, о международных событиях, а также о чрезвычайных ситуациях.
Многие помнят трагическую ситуацию на Украине в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС. В те дни средства массовой информации практически дезинформировали население страны, скрыв от него правду о радиационной опасности. Поэтому в Киеве и других близлежащих городах люди шли на демонстрацию вместе с маленькими детьми, ничего не подозревая о грозящей их здоровью опасности.
Этот печальный исторический факт свидетельствует о том, что монополизация СМИ, даже в руках государственной власти, далеко не лучший способ решения информационных проблем современного общества. Что же касается роли и положения СМИ в информационном обществе и их воздействия на информационную свободу личности, то нет никакого сомнения в том, что эта роль будет существенно более высокой, если не сказать определяющей.
В гражданском обществе СМИ выступают в качестве инструмента для взаимодействия трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому не зря СМИ часто называют четвертой ветвью власти в обществе.
Так, например, принятый в Англии Билль о правах, провозгласил свободу слова, открыв, таким образом, эпоху конституционной монархии, при которой гласность стала уже прерогативой не королевской власти, а парламента и суда.
Первая поправка к Конституции США положила запрет на вмешательство государства в деятельность прессы, поддержав таким образом развитие в этой стране гражданского общества.
Декларация прав человека и гражданина Французской республики объявила свободу печати и слова важнейшими правами человека.
Таким образом, положение в обществе средств массовой информации существенным образом определяет реальный уровень его демократизации, а следовательно, и реальную возможность достижения того или иного уровня информационной свободы личности.
При построении открытого общества функции СМИ существенным образом расширяются, так как теперь они должны обеспечивать решение еще двух исключительно важных для человека и общества социальных задач. Такими задачами являются открытость деятельности всех ветвей власти и гласность политических и общественных процессов в обществе.
Средства массовой информации в открытом обществе должны не только подробно и объективно освещать происходящие в стране и в мире общественно-политические и другие события, но и давать возможность любому члену этого общества выразить свое отношение к этим событиям, воздействуя таким образом на их дальнейшее развитие.
Следовательно, СМИ как основное орудие гласности являются важнейшим фактором практической реализации прав граждан на доступ к информации и свободу слова, которые в значительной мере и определяют реальную информационную свободу личности.
Информационная свобода в информационном обществе
Что же будет происходить со средствами массовой информации в дальнейшем при формировании информационного общества, в котором получат дальнейшее развитие и широкое распространение новые информационные технологии? Здесь можно указать на несколько наиболее существенных изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем [103].
1. Ожидается глобальная «цифровизация» технических средств массовой информации за счет все большего использования современной и перспективной цифровой элементной базы. В результате этого техника СМИ не только станет более портативной и надежной, но, самое главное, — существенно более качественной и функционально развитой.
Так, например, развитие систем цифрового стереофонического радиовещания с использованием спутниковых ретрансляторов позволит обеспечить высококачественный прием общественно-политических, образовательных и культурно-развлекательных программ, а также службы новостей даже на штыревую автомобильную антенну или же карманный радиоприемник. Таким образом, будет обеспечена «включенность» каждого жителя нашей планеты в глобальную информационную среду будущего информационного общества.
Цифровое телевидение высокой четкости, переход на плоские экологически безопасные экраны различных размеров, возможность размещения телевизионных экранов отдельно от приемных блоков телевизора существенно расширят использование телевизионной техники в производственных и домашних условиях и, по-видимому, окончательно вытеснят из социальной практики традиционные кинотеатры, которые должны будут уступить свое место голо графическим информационным центрам.
2. Будет происходить все большая интеграция СМИ с цифровой вычислительной техникой и информационно-телекоммуникационными системами не только на техническом, но и на функционально-организационном уровне. Другими словами, функции СМИ и ИТКС будут все более часто пересекаться и дополнять друг друга.
Так, например, в информационном обществе станет возможным получать последние новости не только по радиовещательным и телевизионным сетям, но и по компьютерным сетям обмена информацией. Ведь сами эти сети будут интегрированными. Поэтому и телевизионные передачи можно будет смотреть прямо на экране компьютера, точно так же, как и телевизионный приемник будет иметь возможность выполнять определенные функции терминала информационно-телекоммуникационной сети. Через него можно будет связаться, например, с другим абонентом этой сети или же, что очень важно, выразить свое отношение к общественно значимой проблеме, обсуждаемой в данный момент обществом.
3. Цифровизация и интеллектуализация фото-, кино- и видеотехники, а также простота ввода полученной с ее помощью информации в цифровые сети передачи данных существенным образом расширят круг пользователей этой техникой, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить запасы информационных ресурсов общества, повысить их качество, оперативность и достоверность.
Причем это дело самого ближайшего будущего. Ведь первые цифровые видео- и фотокамеры существуют уже сегодня, а многие музыкальные и видеостудии переходят на современную мультимедийную технику, которая открывает совершенно новые возможности для композиции и создания новых аудиовизуальных эффектов.
Таким образом, развитие средств массовой информации в информационном обществе, безусловно, получит ряд новых возможностей для того, чтобы эти средства стали действительно массовыми и более доступными для всех граждан общества.
Необходимо только помнить, что информатизация общества сама по себе не делает его более демократическим, открытом или даже гражданским. Угроза тоталитаризма существует сегодня и будет существовать и в информационном обществе. Просто формы проявления этого тоталитаризма там будут другими. Но ведь сущность его от этого не изменяется.
Поэтому, для того чтобы обеспечить информационную свободу личности в условиях информационного общества, важно сохранить за средствами массовой информации возможности для оппонирования любым органам власти и организации их конструктивного диалога с общественностью своей страны, а также других стран мирового сообщества.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9