logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) – это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое означает конец Средневековья и начало современности.

Возрождение возникает в Италии в XIVв., распространяется в западные страны (Северное Возрождение), достигает наибольшего расцвета в серединеXVIв. К концуXVIв. – началуXVIIв. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

В Возрождении, в процессе его первоначального становления, во многом были заметны традиции средних веков (религиозное сознание). Но по мере развития городов, торговли, товарного производства, ремесленничества, требующих человека, в обществе стали утверждаться такие явления как: гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности, модификация средневековых христианских традиций, в целом же – новое отношение к миру.

Отсюда и хронологические рамки Возрождения условны. Проторенессанс – XII–XIVвв., раннее Возрождение –XIV–XVвв., высокое ВозрождениеXV–XVIвв.

Самое влиятельное явление эпохи Возрождения – это изменение человека к самому себе. Он начинал постигать свои собственные духовные силы, верить в них. Он даже мыслил и предполагал, что может понять Бога и вставать вровень с ним. Душа как бы воскресает в каждом человеке, его индивидуальность, собственный внутренний мир становится главной задачей и идеей эпохи Возрождения.

Человек ставится главным звеном бытия (антропоцентризм), приоритет отдаётся правам человеческой личности. Идеалами и отличительными качествами человека становились разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы, таланта, как творения природы и самого себя.

Эти позиции повернули историю в сторону Нового времени.

Эпоха Возрождения несла в себе значительные позиции, главными из которых можно назвать:

1. Эпоха возрождения– эко кризис феодализма – становление капиталистических отношений, формирование национальных государств, абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией.

2. Происходит освобождение духовной жизниот влияния религии и церкви, от схоластического знания, догмата христианства.

3. Использование античного культурного наследияв создании литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Сервантеса, Боккаччо, Петрарка, Данте). Но в культуре Возрождения сочетаются самые различные традиции философии, религии, Бог теперь не творит всё из ничего, а сливается с законами природы, обожествляет природу и человека.

4. Духовную культуру эпохи Возрождения отмечает антропоцентризм. Человек – главное звено бытия, его предназначение – земное, приоритет – правам человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становились – разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя.

5. Радикальному пересмотру подвергалось представление о мире, Боге, вселенной и истине. Рассуждения о Земле были в пользу Вселенной, ибо Земля – не есть центр Мира, так как центра нет – Вселенная беспредельная, бесконечная. Постижение истины понималось как процесс освоения званий, продвижение к истине – не возможно остановить.

6. Джордано Брунопошёл в своих изысканиях дальше. Он утверждал, что вселенная едина, материальна, бесконечна, вечна. Материя активна, самостоятельна, саморазвивается, самодвижется вследствие внутреннего принципа «собственной души», т.е. самодвижения материи (хотя законы движения небесных тел ещё не были открыты).

7. В эпоху Возрождения появляются коммунистические теории, Т. Мора (1478-1535) и Кампанеллы (1568-1638). В своих работах «Утопия» и «Город солнца» они предлагали:

- плановое общественное хозяйство;

- обязательный для всех труд;

- распределение продуктов по потребностям;

- участие всех членов общества в управлении;

- бесплатное образование;

- справедливое общественное устройство.

Кампанелла за эти мысли провел в тюрьме 33 года.

8. Возрождение было эпохой формирования новых ценностейи ориентиров:

- утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

- его индивидуализм, установка на автономию личности;

- динамизм развития, ориентация на новизну;

- терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Возрождение заложило основу для формирования светской культуры.

Горожане, лёгкие на подъём, строили корабли, отправлялись искать неведомые края земли, налаживали новое дело, открыли торговлю. Сами города играли заметную роль в транзитной торговле. Города были связующим звеном между богатыми приморскими странами.

Авторитет в обществе и всё большее значение приобретали купцы и ремесленники, так называемое третье сословие, они теснили духовенство и феодальное дворянство.

Новое мироощущение человека, его оптимизм нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, подкреплении. Такая опора виделась в классической древности, она рассматривалась как основа для новых потребностей ума и новых жизненных устремлениях.

Кабинетные учёные, особенно философы, поэты становятся математиками, монахи – астрономами. Учение о морали стоиковиэпикурийцевоттесняют католические представления о греховности и ничтожестве человека. Вновь извлекаются и изучаются сочинения древних юристов, историков, поэтов. В основном это были римляне, но к концуXIVвека начинается изучение греческого языка и во Флоренции открывается греческая школа.

Идеи нового времени несли гуманисты, принадлежавшие к буржуазной интеллигенции. Это были врачи, юристы, философы, художники, педагоги, учёные. Именно они развивали светскую культуру и науку. В философии место бога занимает природа, в это время зарождается естествознание. В архитектуре и живописи человеческие тела приобретают необходимые пропорции. Изобретение Христа, Богоматери становятся портретами, религиозные события на полотнах превращаются в жанровую сцену.