8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
Восстановлением идеалов античности и отрицанием глухой атмосферы средневековья специфика Возрождения отнюдь не исчерпывается. В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность. Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми, начиная с XIV в., выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Были актуализированы восходящие к Цицерону понятия «studia humanitais» и «studia humaniora», обозначающие гуманитарные (т.е. изучающие собственно человека) дисциплины, а их преподавателей стали называть гуманистами (humanista). В последующем так именовали практически всех деятелей эпохи Возрождения, понятием гуманизм обозначили и новое направление культурного развития эпохи, стержнем которого стало антропоцентрическое мировоззрение.
Языком гуманистического движения стала латынь (классический язык Цицерона, Горация, Сенеки). Один из первых исследователей культуры Италии эпохи Возрождения швейцарский философ Якоб Буркхардт отмечал, что латинский язык в этот период был настолько популярен, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма, а среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.
Многое сделали гуманисты не только для возрождения древнего языка, но и для восстановления его аутентичных текстов. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, воссоздавать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Множество текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, были собраны и воссозданы именно гуманистами.
Гуманизм Возрождения вознес на пьедестал природную красоту человека и его духовное самоутверждение в мире. Возникает принципиально новая модель мира, в которой главным событием становится человек. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории.
Гуманизм быстро развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Под влиянием гуманизма складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только представитель интересов сословия. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного: человек сам кует свою судьбу, и провидение Господне тут ни при чем, человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу».
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и первый поэт Нового Времени». Созданный Данте в «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека.
В «Божественной комедии» Данте использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Произведение полно картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.
Из всех проявлений божественной мудрости человек для Данте — «величайшее чудо». Эта позиция была свойственна и творчеству Франческо Петрарки (1304— 1374), философа и блестящего лирического поэта, которого часто называют родоначальником гуманистического движения в Италии. Идеи личности, нового видения человека как свободного и совершенного существа развивают так же философы, писатели и поэты Джаноццо Манетти («О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандола (сочинение «О достоинстве человека»). Свобода личности стала центральным понятием в сочинениях Аламанно Ринуччини (убежденный республиканец, ярый противник Медичи, Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствования личности и обществ; равенство и справедливость в его этике – норма социальной жизни).
Усилиями гуманистов все больше стало терять свой авторитет и позиции духовенство вследствие критического отношения к Церкви, священникам, схоластическому образованию в трудах великих мыслителей эпохи. Так, критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) внесло революционный вклад в развитие идей Реформации; «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе.
Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли. Он считал, что, несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами и отчасти воспитанием нравственности, государственная же власть полностью должна стать светской.
Основные этапы развития гуманистической литературы эпохи Возрождения в целом совпадают с периодами раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность.
Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, в авантюрно-рыцарской сюжетике которой поэтизируется представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме стало произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Позднее Возрождение развивало пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонадо-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия «дель арте» (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.
Гуманистическим идеям Возрождения не чужда и музыкальная культура. В эпоху Возрождения профессиональная музыка уже не ограничена только церковными канонами, она испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструменталистики, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольных песен, ораторий, оперы.
Несмотря на высокие идеи гуманизма, на превознесение совершенной человеческой личности, общество Возрождения во многом живет еще старыми средневековыми взглядами и идеалами. Проблемы общественных отношений по-прежнему решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Хитростью, изворотливостью, «двойными стандартами» прославилось семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли в трактате «О государе» находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута, и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем, и не задумываясь о последствиях.
Проблема заключается в том, что установка на индивидуальность, реализованная столь мощно и великолепно в сфере искусства, оказалась разрушительной для социальной и политической ткани жизни ренессансного общества. Здесь индивидуальность превращается в явно выраженный индивидуализм, утверждение только своих потребностей и желаний, деградацию гуманистической морали. Стихийное самоутверждение индивидуальности часто оказывалось весьма далеким от благородного ренессансного гуманизма.
В целом, при всем многообразии и, порой, противоречивости гуманистических идей и концепций, главным стержнем гуманизма оставался антропоцентризм, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?