logo
Натюрморт как жанр живописи

1.2 История развития натюрморта в России

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства:

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события.

Развитие изобразительного искусства первой половины XIX века отмечено усиливающимся интересом к народной жизни. Среди мастеров первой трети XIX века следует выделить Венецианова А.Г. (1780-1847), ему принадлежит особенно значительное место. И все же, отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины.

Одним из основоположников жанра натюрморта в России является Хруцкий, Иван Фомич (1810-1885). Главным достижением Хруцкого стало создание ряда замечательных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве. В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. На рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами. Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает пробуждаться в 80-х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860 - 1900). Они не велики по размеру, скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Однако в эти годы в творчестве К.К. Коровина (1861-1939) и В.А. Серова (1865-1911) можно ощутить новые веяния. [7, с. 105]

Характер новых тенденций можно определить, как стремление художников связать натюрморт - сюжетно и живописно - с окружающей средой. «Мертвую натуру» выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения. Можно бесконечно перечислять великих русских художников, которые проявили себя в этом жанре. Однако натюрмористов принято считать некоторых из них: Хруцкий И.Ф (1810-1885), Грабарь И.Э. (1871-1960), Кончаловский П.П. (1876-1956), Альберти П.Ф. (1913-1994), Антипова Е.П. (1917-2009), Захаров С.Е. (1900-1993), Копытцева М.К. (1924-2005), Котьянц Г.В. (1906-1996), Крестовский Я.И. (1925-2003), Осипов С.И. (1915-1985), Позднеев Н.М. (1930-1978), Румянцева К.А. (1925-2002), Скуинь Е.П. (1909-1986), Тетерин В.К. (1922-1991), Шаманов Б.И. (1931-2008). Искания нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны. Одни художники, открывая истину в процессе анализа, неуклонно идут к реализму, отказываясь оттого, что в их опытах было случайного и ложного. У других искания превращаются в экспериментаторство, как самоцель, иногда перерастая в сознательную спекуляцию на вкусах легковерной, малоподготовленной буржуазной публике, осаждавшей модные выставки. Вглядываясь в натюрморты русских художников, мы замечаем, как различно подходили они к своей задаче, и это ощутимо даже в характере изображения отдельных предметов.