Натюрморт как искусство, его значение

реферат

2. ЦВЕТОВОЕ И КОНТРАСТНОЕ РЕШЕНИЕ НАТЮРМОРТА

натюрморт живопись художественный цветовой

Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов, который, в свою очередь, основывается на закономерностях человеческого зрения и особенностях зрительного восприятия действительности.

Контрасты в произведениях искусства выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов - тональных и цветовых, контрастов форм и размеров - в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому, закладывая основы его выразительности, следует пронаблюдать контрасты в их действительном виде и перевести их на язык изображения.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности. Или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Основная группа, которая представляет собой центр композиции, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое). Остальные части постановки изображаются менее контрастными. Это, с одной стороны, выделяет центр композиции и ослабляет восприятие окружающих деталей и частей, а с другой - позволяет увязать второстепенное с фоном, с пространством. При этом изображение окружающей среды, стремящейся к центру, может зрительно увеличить глубину пространства на плоскости картины.

Не менее важную роль в выявлении смыслового, композиционного центра в натюрморте играют цветовые контрасты. И тональное и цветовое решение предполагает не только определение тех или иных контрастов, но и степени яркости, интенсивности цветотоновых отношений - от самого светлого (блика) до самого темного по тону или самого насыщенного по цвету места. В этом случае будут четко восприниматься влияние соседних предметов, окружающей обстановки, падающих теней и т.д.

Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по интенсвности тоновых или цветовых пятен, так как это ведет к дробности и потере композиционной цельности картины. Цельность восприятия изображения, которая достигается разными средствами, способна ярче и яснее показать замысел автора, его настроение и чувства.

Прежде чем перейти от изображения отдельных предметов к натюрморту, полезно познакомиться с процессом тонального изображения предметов в технике гризайль, чтобы затем приступить к натюрморту в цвете с использованием акварельных красок.

Гризайль (от франц. gris - серый) - тональное изображение натюрморта. Типичная ошибка начинающих живописцев - увлечение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи, что он передается в единстве с цветом, а это приводит к нарушению цветовой гармонии Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду Указ. изд. С. 49. .

Не случайно в большинстве школ обучение натюрморту в живописи начинается с упражнений в технике гризайль, в которой для изображения тоном используются кисть и только черная или коричневая краска.

Натюрморт будет выполняться в двух вариантах - гризайлью и в цвете. Последовательность выполнения подготовительных рисунков в обоих вариантах одинакова: композиционная группировка предметов на плоскости и затем линейно-конструктивное построение форм по опорным точкам сквозной прорисовкой.

Прежде чем перейти к тональному светотеневому изображению предметов, внимательно рассмотрим и оценим натюрморт с позиций их тональных различий. Одни из предметов выглядят темными, другие - светлыми, на одних предметах собственные тени кажутся плотными, «тяжелыми», на других - светлыми, «легкими». Чтобы правильно взять светотеневые отношения, тональные различия, необходимо пропорционально передать все светлотные характеристики предметов в их отношении друг к другу и к фону.

Дальнейшая работа потребует внимания к фону. Его следует предварительно, не останавливаясь на форме складок, «залить» прозрачным слоем краски. Таким образом, после предварительной тональной прокладки мы получим основные светотеневые отношения между освещенными и теневыми частями формы предметов, а также между предметами и фоном. На этом заканчивается первая стадия работы -- нахождение основных отношений.

На второй стадии работы мы более конкретно уточняем силу тона каждого предмета, сравнивая их между собой. Для этого необходимо сопоставить на предметах не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места предметов, а также собственные и падающие тени.

Когда общий тон предметов и постановка в целом найдены, можно переходить к более детальной светотеневой проработке каждого отдельно взятого предмета, к его объему, материальности и пространственному положению. На этом, третьем, этапе работы приступим к прописке светлых мест предметов, сравнивая их между собой по светлоте с учетом фона, на котором они находятся.

Мазки красок должны соответствовать нужному тону и ложиться по форме поверхностей предметов. Усилим многослойной пропиской теневые поверхности предметов, особенно по границам между светом и тенью, на линиях светораздела.

Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон. Поэтому надо сравнивать движение света на плоскостях предмета, повернутых к свету, с теми, где свет скользит, и на теневых, на уходящих планах.

Не следует забывать также о контрастах. Чем ближе предмет к источнику света, тем ярче проступают на нем светотеневые контрасты. Находящиеся на переднем плане предметы читаются более четко, с большим количеством деталей и особенностями фактуры. По мере удаления от зрителя эти качества становятся менее заметны. Все эти особенности следует учитывать для того, чтобы верно передать пространственные планы, а также при прописке фона.

На последнем этапе работы гризайлью следует перейти от детальной проработки отдельных форм к обобщению, чтобы вся группа предметов была приведена в единое целое. Этюд должен создавать целостное впечатление от натурной постановки.

Рассмотрим это на примерах. Натюрморт «Селедка» написан К.С. Петровым-Водкиным в 1919 г. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе суровое, полное испытаний и тревог время первых послереволюционных лет. Трудно сказать, кому принадлежит аккуратно застеленный светлой скатертью стол: рабочему, интеллигенту, а может быть, и самому художнику.

Социально-психологический акцент натюрморта выражен настолько ярко, что зритель буквально ощущает неуютную, неприветливую атмосферу комнаты. Мастерство, с каким написаны ржавая селедка, две картофелины и кусочек черного хлеба, говорит об исключительном мастерстве автора, умении с помощью, казалось бы, самых неприхотливых предметов донести до зрителя правдивый образ времени, в точном расчете автора на ассоциативные чувства и мысли зрителя.

Для сравнения возьмем натюрморт, принадлежащий кисти выдающегося живописца М.С. Сарьяна (1880-1972) «Ереванские цветы». Свое отношение к цветам мастер выразил в словах, ставших эпиграфом к монографии его творческих работ: «Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? Увидев цветы, сразу же заражаешься радостным настроением. Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и плодах».

Таким образом, за кажущейся легкостью и непосредственностью письма стоит большая живописная культура и огромный опыт высокоталантливого художника. Его умение как бы на одном дыхании написать большую (96х103 см) картину, сознательно игнорируя детали, типичные для творческой манеры живописца, стремящегося передать главное - безграничное богатство красок природы родной Армении Костерин, Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие Указ. изд. С.58. .

Делись добром ;)