logo
Нравственно-философские проблемы в творчестве Марка Захарова

Введение

В настоящей дипломной работе будет раскрыта тема "Нравственно-философские проблемы в творчестве Марка Захарова". Актуальность выбранной темы. Тема дипломной работы выбрана неслучайно. Марк Анатольевич Захаров. Лауреат Государственной премии СССР (1987) и трёх Государственных премий России (1992, 1997, 2002), обладатель других различных премий и наград за вклад в развитие советского и российского театра и кино.

В творчестве режиссера отражена история Советской, да и современной России, элементы культуры, системы ценностей и идеологии эпохи Позднего Социализма (1953-1991 гг.). Надо сказать, что эпоха Позднего социализма, а особенно ее вторая половина - 1970-1980-е годы, ознаменована многочисленными сложными социальными и культурными процессами в СССР. На этот период в истории культуры СССР, большей частью, пришлась эпоха правления Л.И. Брежнева, как известно, получившая название "эпохи Застоя".

Наблюдались стагнационные процессы в политической и социальной сферах жизни общества, однако, в культурной жизни страны, несмотря на "застой" происходили весьма динамичные процессы. Ставились фильмы и спектакли, было создано множество литературных шедевров, деятели культуры разных областей активно творили и творчество их во многом было ответом на вызов сложной и противоречивой эпохи 1970-х-1990-х годов. Конечно, в этот период, над различными сферами культуры продолжало господствовать советская идеология и массовая цензура, создавались произведения искусства, но по Госзаказу, тем не менее были поэты, писатели, художники, мастера сцены кто творил, вопреки государственной политики - и это в последствии стало шедеврами этой эпохи. Таким мастером является режиссер Марк Анатольевич Захаров. Актуальность изучения данной темы в том, что она раскрывает важнейшие нравственно-философские проблемы и вопросы социально-политической жизни и культуры Советской и Современной России. Что будет еще много лет влиять на социокультурное развитие страны, почти во всех областях жизни современного российского общества. Большая часть социокультурных идей отражена в творчестве Марка Захарова. Образы создаваемые режиссером долго влияли и будут влиять сегодня на искусство в целом, а особенно на театр и кино современности. Таким образом, творчество Марка Захарова периода 1970-х-1990-х годов является современным для изучения на сегодняшний день. Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что при раскрытии темы, в итоге, должна быть дана общая картина того, как отразилась эпоха 1970-1990-х годов, в творчестве Марка Захарова. А так же отражение идеологии и духовной культуры советского общества на сцене театра и кино. Проследить, как на фоне творчества режиссера произошли социокультурные изменения в обществе и какие нравственно-философские проблемы прослеживаются в современной культуре. В соответствии с темой исследования в работе поставлены следующие цель и задачи: Цель работы: показать на примере творчества Марка Захарова отражение системы взглядов, идей, политической идеологии и историко-культурной и нравственно-философской проблематики эпохи культуры СССР как особого культурного пласта. Для реализации поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

1) кратко представить биографию Марка Захарова,

2) выделить основные особенности творчества режиссера в театре и кино,

3) проанализировать спектакли - "Юнона и Авось" 1983 г. и "Поминальная молитва" 1989 г., и 4) проанализировать кинотворчество М. Захарова на примере - фильма - спектакля "Тиль" 1974 г. и кинофильма "Убить дракона" 1988 г. в рамках социокультурного аспекта и нравственно-философской проблематики творчества, и в итоге работы 5) на основе анализа спектаклей и кино выявить историко-культурную и общую проблематику творчества М. Захарова. Соответственно, объект исследования - личность Марка Захарова, а предмет исследования - творчество Марка Захарова. Хронологические рамки исследования: 1970-е - 1990-е годы.

Источники, источниковая база работы. Источниками при написании работы послужили: письменные - документально-повествовательные источники, фонодокументы, звуковые, аудиальные источники, а также интервью и аудиовизуальный тип источников - документальные и художественные фильмы и интернет-ресурсы, биографические материалы и художественная литература и мемуары. Литература. При написании работы была использована различного рода литература. Во-первых, публикации биографии. Например, "Игра и правда. Монологи о Марке Захарове", подготовленная Фондом Станиславского и театром "Ленком".

Нина Агишева - в это издание вошли монологи-исповеди тех, с кем начиналась эпоха театра Марка Захарова, те актеры, с кем рос театр и как пришла его слава. Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Александр Пороховщиков, Армен Джигарханян, Алексей Рыбников, Елена Шанина, Александр Збруев, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Виктор Раков, Геннадий Хазанов, Анатолий Смелянский, Валерий Семеновский, Инна Соловьева и многие другие рассказывают о том Марке Захарове, которого лично они знают и лично все любят. Как суммировала итог совместной работы составитель и редактор книги Нина Агишева, "не было ни одного текста с температурой 36,6: восторги, признания в любви, обиды, гнев, благодарность - все, как на его спектаклях. и др. Во-вторых, в работе использованы публицистика - критические статьи из газет и журналов. В-третьих, это теоретические труды Марка Захарова, в частности, М.А. Захаров Контакты на разных уровнях. - Искусство, 1987. - 240 с. - 25 000 экз., где автор книги сам известный режиссер, руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола повествует о своем творческом пути и судьбе театра Ленком и его труппы.

захаров режиссер спектакль театр

Книга несколько необычна по своему построению, она состоит из разноплановых глав, в которых М.А. Захаров рассказывает о своем творческом пути, о своих работах в театре и кино, таких, например, как "Оптимистическая трагедия", "Жестокие игры", "Юнона" и "Авось", "Три девушки в голубом", "Диктатура совести", телефильм "Тот самых Мюнхаузен" и др.; размышляет о современном театральном процессе, рисует портреты людей, с которыми он работал, среди них: А. Гончаров, В. Плучек, О. Янковский, Г. Горин, А. Миронов, Т. Пельтцер, Е. Леонов. А так же, М.А. Захаров "Театр без вранья". АСТ, Зебра Е, 2007. - 624 с. - (Актёрская книга). - 5000 экз. Также использована критическая литература и статьи, а в частности Смелянский А. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. М.: Искусство, 1981.367 с. В книге А.М. Смелянского "Наши собеседники" речь идет о том, как отразилась и была понята в советском театре 70-х годов русская классика. Автор стремится к тому, чтобы рассказ о постановках классики в пределах одного десятилетия стал отражением современной культуры советского театра.

А также при написании настоящей выпускной квалификационной работы были использованы критические статьи таких авторов, как Крутиков М. Шолом-Алейхем в довоенной советской критике // Новое литературное обозрение. 2012. № 114.; Марина Давыдова. Конец театральной эпохи // "Критическая масса", 2005, № 3. Дьякова Е. Драма театра. "Новая газета", 2004, 15 ноября; Алексей Тарханов. Ужель та самая "Юнона"? - Коммерсант-Власть, 12.02.2002. - № 5 (458); Юнона и Авось пару слов о шедевре: Екатерина Дымова, 2010, Теоретико-исторический очерк // "Забавное чтение о Тиле Уленшпигеле". Москва, 1963 г. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е. Шварца. Томск, 1992.

Историческая литература: Фирсов С.Л. Отечественная история. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2006, 352 с. В этом учебном пособие в яркой и увлекательной форме повествует об исторической судьбе России, начиная с древнейших времен и до наших дней. В нем рассматриваются вопросы становления и развития российской государственности, причины и следствия революционных событий 1917 года; значительное место в пособии отводится истории России (СССР) в XX веке. История предстает в этом издании не просто как собрание фактов, но как живой рассказ о людях, делавших ее. В книге представлены материалы, ранее не освещавшиеся в курсах отечественной истории или освещавшиеся недостаточно: политические партии в России в начале XX века; политическая борьба в советском руководстве в 50-60 годы. А также среди исторической литературы в работе использованы Н.М. Зоркая. История советского кино. // Санкт-Петербург. - Алетейя, 2005 г. - Перед читателем - новая "История советского кино". Потребность вернуться памятью к семи десятилетиям бурной, насыщенной, противоречивой, богатейшей, трудной и великой жизни кинематографа СССР сегодня ощущается всеми.

Перестройка и современный мир / Отв. ред. Тимофеев Т.Т. - М: Международные отношения, 1989., - данное издание представляет собой исследовательский труд, раскрывающий причины эпохи Перестройки, ее исторические и культурные характеристики и др. А также при написании работы будут использованы энциклопедические и справочные издания, например: Большая Советская энциклопедия: В 30 т. - Москва, 1969-1978., Театр: энциклопедия. - Москва: Олма-Пресс, 2002. - 320 с., и Театральная энциклопедия. В 5 т. - Москва, 1961 - 1965. И еще один тип источников это аудиовизуальные источники: спектакли и художественные фильмы: Телеверсия спектакля "Поминальная молитва" 1993 г., Телеверсия спектакля "Юнона и авось" 1983 г.; и 2002 г.; кинофильм "Убить дракона" 1988 г.; фильм-спектакль "Тиль" 1974 г., документальные фильмы - "К 65-летию со дня рождения Григория Горина" передача "Дифирамб" на радио "Эхо Москвы" от 12.03.2005.; Документальный Биографический фильм "Любить Дракона" о жизни и творчестве Марка Захарова. Создано 12.10.2013 10: 34; телефильм "Григорий Горин. Живите долго" (Первый канал) 2015 год и другие. А так же художественные литературные произведения; Шолом-Алейхем. Тевье-молочник. Перевод М. Шамбадал: Собрание сочинений, том первый, ГИ художественной литературы, Москва, 1960; Андрей Вознесенский 1980 Либретто к опере"Юнона и Авось" М., 1980.; Евгений Львович Шварц, "Пьесы" // Советский Писатель, Ленинград, 1972.; Горин Г. Тиль // Горин Г.И. Театр Григория Горина: Пьесы. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. С.90-195. Андрей Вознесенский 1980 Либретто к опере"Юнона и Авось" М., 1980., Евгений Львович Шварц, "Пьесы" // Советский Писатель, Ленинград, 1972.

И различные интервью: Большое интервью на ОТР: Марк Захаров (13.10.2013); Интервью с Марком Захаровым на радио "Эхо Москвы" 2013 г. Корреспондент: Режиссер и гражданин. Интервью с художественным руководителем московского театра Ленком Марком Захаровым от 19 сентября 2012, 10: 24 и др. Структура дипломной работы. Работа состоит из вступительной части - введения, основной части, включающей три главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты, заключения и завершает работу список использованных литературы и источников и приложения. Глава первая посвящена биографии и общим особенностям творчества М. Захарова, в главе второй будет раскрыто театральное и кинотворчество режиссера посредством анализа его произведений. А именно здесь приводится анализ спектаклей "Поминальная молитва" и "Юнона и Авось". А так же в качестве рассмотрения кинотворчества М. Захарова в работе приводится анализ фильмов режиссера фильма-спектакля "Тиль" и кинофильма "Убить дракона". В заключении будут сформулированы выводы по теме работы, выявлена роль творчества М. Захарова в советской и российской культуре, в культуре Советского периода и в Современной эпохе. Завершает работу список использованных источников и литературы. В приложении будут представлены фильмография и спектакли Марка Захарова. В целом работа должна будет обобщить знания по культурологи как синтезу различных областей знаний - истории, искусствоведения, истории театра и истории кино и сформировать целостное представление о соединении и проявлении эпохи 1980-х начала 2000-х годов в отражении советского театра и кино и его перехода в 21 век на примере творчества Марка Захарова.