Нравственное и эстетическое значение живописи французских импрессионистов

курсовая работа

1.2 Культурно-историческая характеристика Франции в середине 19-ого века

Середина 19в. была во Франции временем важных перемен. В течении двух десятилетий средние слои торговой буржуазии превратились в промышленников. Были основаны такие известные банки, как "Лионский кредит" (1867г.) и центральный банк "Сосъете - женераль" (1889г.). Символом промышленного подъема и процветания стала Эйфелева башня. Но быстрый рост промышленности изменил социальные устои. Множество обедневших людей устремилось из сельской местности в города. Здесь сформировался пролетариат. Равновесие между городом и деревней было нарушено. В Париже времен Бальзака центральные кварталы города населяли вперемешку различные слои общества. Барон Жорж Осман, архитектор Наполеона 3, решил изменить ситуацию. Он выстроил на окраине Парижа новый жилой квартал, вытеснив туда всех рабочих. Рост индустрии и нещадная эксплуатация, подобная описанной в романе Золя "Жерминаль", вынудили рабочих выйти на баррикады. В 1870г. Франция к тому же оказалась втянутой во франко - прусскую войну, в ходе которой Париж был осажден и 36000 человек умерли от голода. Затем последовала Парижская коммуна, 30000 были казнены версальцами. "Одной из целей Коммуны, - писал Анри Лефевр, - было возвращение рабочих силой оружия в центр города, откуда они были вытеснены на окраины".

Новый слой крупных промышленников, которым технический прогресс принес несметные богатства, нуждался в символах преемственности и стабильности также и в области культуры.

В середине 19в. миропонимание, опиравшееся на античную классику и восходящее к Возрождению и барокко, было поставлено под сомнение. Причем важнейшим в этом представлении было положение, что прекрасное в искусстве может возникнуть только из подражания древним. Однако к этому времени все сферы жизни уже пронизал новый рациональный дух научного мышления. Результатом был отказ от оглядки на древность. После Французской революции, эпоху которой идеализировали в своих полотнах Давид и французские неоклассицисты, в работах художников нового поколения 19в. - Курбе, Домье и Милле - впервые со всей силой заявил о себе реализм с его неистребимой привязанностью к подробностям окружающей жизни. Однако на официальных выставках в Королевской Академии в Лондоне и парижского Салона главенствовали помпезные героические картины на исторические или мифологические сюжеты. Из года в год они, по заведенному порядку, удостаивались наград и медалей. И все же движущая сила, породившая это искусство, истощалась. Фанфары, сопровождавшие панегирики в честь побед Наполеона, внезапно стихли. Франция уже не мечтала о захвате новых территорий, она жаждала сохранить мир в собственных владениях, стабилизировать политический климат и духовную атмосферу.

Ресурсы разоренной Европы были исчерпаны. Взоры обращались главным образом к искусству и религии.

Делись добром ;)