Библиотека в системе социокультурного программирования

дипломная работа

1.2 Основные понятия и категории проектной деятельности

библиотека проектный программирование социокультурный

Программа является предметом методологической организации в том смысле, что она выражает не только системно-организационные направления информационно-библиотечной деятельности, но и содержание тех научно-теоретических знаний, что привлекаются в библиотечную сферу для усиления информационных, образовательных и культурных функций.

Целевые программы содержат взаимосвязанные проекты, которые имеют общую цель, определенное ресурсное обеспечение и скоординированы по времени реализации. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межрегиональными, отраслевыми, межотраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и др.

Программы обладают сложными формами финансирования, длительностью реализации, развитой кооперацией и оказывают существенное влияние на социокультурную среду. Программа может расцениваться как наиболее прогрессивная форма организации с точки зрения особо значимых социальных и общественных интересов.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел -- предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного программирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. Основными результатами технологии социокультурного программирования являются программа и проект.

Марков А.Г. дает следующее определение термину программа. «Программа -- это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.» [38, с.10].

И.И. Мазур, В.Д. Шапира дают такое определение: программа - совокупность проектов ибо проект, который отличается особой сложностью создаваемой продукции или методов управления его совершения. [34]

Программа - это документ, представляющий собой цикл мероприятий по приоритетным направлениям развития библиотек, или группа проектов, скоординированных по ресурсам, времени, исполнителям и имеет определенный статус (Пособие, 2009г.).

Надо сказать, что существует некоторая путаница в терминах «проект» и «программа» и довольно часто эти понятия употребляются как синонимы а, скажем, «программа» именуется концепцией, и наоборот, происходит либо сужение понятия, отсюда появляются всем нам так знакомые «программы летнего чтения», либо расширение и тогда мегапроектом может называться комплексная программа. Применительно к библиотечному делу « концепция - план развития библиотеки, ее роли в структуре социальных институтов конкретного региона и средствах улучшения их деятельности». Суслова И.М дает следующее определение термину концепция.[68;с.162] Концепция - это система идей и представлений о перспективах развития библиотечной сферы, тенденциях, места и роли библиотеки в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и средствах заседаниях их деятельности.

Концепция составляет основу долгосрочной политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.

Таким образом, в программах формулируются конкретные задачи и определяются ресурсы, необходимые для их осуществления.

Разработка библиотечных проектов, как направление финансово-экономической деятельности библиотек развилось в Западной Европе и в США. Финансовые ассигнования, получаемые датскими, немецкими, голландскими библиотеками с помощью грантов и целевых программ достигают 60-70% бюджета библиотеки, в США - 27%. [1]

Проектирование (от лат. projectus, буквально -- брошенный вперёд), процесс создания проекта -- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают проектирование как таковое от других типов гуманитарных технологий, например, от исследования.

По определению, которое в своей работе дает Жадько Н.В.[8;с.43]: проект - это сочетание последовательных действий, которые позволяют достичь результатов в условиях ограниченных ресурсов и жестких сроков.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект -- это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой. Итак, понятие «программа» можно рассматривать как родовое по отношению к проекту.

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённые сроки. Проект это разовая деятельность, которая:

* имеет конечную цель и промежуточные задачи;

* производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен;

* состоит из последовательных взаимосвязанных работ;

* использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных, временных;

* имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания работ).

Структура проекта:

Содержание и актуальность проблемы (инновационной идеи), обоснование необходимости ее решения в рамках проекта.

Резюме руководителя проекта (краткое содержание проекта, его целей и задач; роль проекта в выполнении стратегических целей библиотеки, краткая характеристика ресурсных потребностей библиотеки, планируемых результатов. Комплексное обоснование проекта (характеристика инновационной ситуации, известных способов решения проблемы, применяемых до настоящего времени; варианты решения проблемы и обоснование наиболее результативного, принятого к разработке в рамках данного проекта; тщательное описание инновационной идеи (характеристика свойств и особенностей нового объекта).

Цели и задачи проекта («дерево целей» проекта, построение на основе маркетинговых исследований, четкой структуризации задач проекта.

Характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей и задач проекта.

Комплексное обеспечение реализации проекта (обоснование и расчет всех необходимых ресурсов и источников их пополнения, финансовое обеспечение за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Механизм и инструментарий реализации проекта, включающие организацию управления проектом и контроль за ходом его реализации, характеристику команды (проектной группы, ее состава, квалификации участников, их предыдущих достижений, круга обязанностей и полномочий, оперативно-календарные планы и графики работ, координацию и регулирование выполнения заданий, достижения целей и задач проекта.

Экспертное заключение проекта (результаты экспертизы, проведенной специалистами различных сфер деятельности, позволяющий оценить социальную значимость и экономическую обоснованность проекта).

Проект - есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.

Проект представляет собой особую знаковую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений людей, направленную на преобразование природы, общества, самого человека.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Из этих определений можно сделать вывод, что проект - это форма отображения идей и стремлений людей, которая позволяет управлять деятельностью при условии грамотной постановки цели, разработки шагов по её воплощению и реализации данной задумки.

Социальное проектирование -- один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта.

Социальное проектирование можно рассматривать как форму социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта. [2; c. 120] Иванов В.В дает такое определение термину «Управление проектами»: это - управление процессами изменения существующих систем, направленных на достижение цели проекта, при учете запланированных ресурсов и временных затрат [18; с.12].

А Воропаев В.И дает следующее определение [4; с.20]: управление проектами - это искусство управления и координации усилий людей и использования ресурсов на основе достижений современной науки и информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам совершения целей проекта по ценностям, времени и качества

Суслова И.М. раскрывает данное определение как методологию организации, планирования, координации библиотечно-информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленного на достижение его целей. [69; с. 66] Специалистам в области управления некоммерческими проектами в библиотечной сфере целесообразно в своей деятельности придерживаться системного подхода к управлению проектами, который позволит им правильно и целесообразно структурировать знания, функции, процессы, процедуры и проч. в области управления, четко определять задачи для каждого из участников процесса управления, находить последовательность их решения и эффективные технологические взаимосвязи.

Среди управленческих концепций особое место занимает концепция проектного менеджмента. Эта концепция возникла в странах Запада и получила активное развитие в 1970-е годы ХХ века. Её возникновение стало возможным из-за сложностей функционирования библиотек в условиях жёсткой конкуренции, развитию компьютерных возможностей по поиску, обработке, хранению информации, отсутствием необходимых денежных средств. В этих условиях проектное развитие библиотек рассматривается как один из выходов, гарантирующий библиотекам более эффективное и целенаправленное решение возникающих проблем и возможность концентрации всех имеющихся ресурсов на актуальнейших целях и задачах.

Проектное развитие предполагает использование библиотечными учреждениями внебюджетных финансовых поступлений. При этом ресурсная помощь поступает в библиотеку по каналам привлечения сверхнормативных средств, которые не предполагают продажу библиотекой конкретных результатов деятельности. Такие внебюджетные поступления ещё называются нереализационными. [28;с.76]

Нереализационные источники дополнительных ресурсных поступлений могут быть внутренними (использование библиотекой своих собственных возможностей) и внешними (участие в конкурсах проектов и программ, гаранты благотворительных и общественных фондов и организаций, спонсорские взносы).

Поступление внешних нереализационных источников дополнительных средств в библиотеку может обеспечиваться с помощью фандрейзинга, поскольку именно это направление библиотечной деятельности подразумевает поиск и накопление финансов для реализации некоммерческих проектов. Именно некоммерческие проекты и составляют основу проектной деятельности библиотек. По мнению российских экспертов сейчас активнее используется понятие «программа», а не «проект». Это обусловлено развитием в библиотечном деле программно-целевого подхода. Программа определяется как «сложная и объёмная задача, требующая больше времени для решения, которая может включать ряд проектов». [71; с.29] Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития

Таким образом, проектирование - это процесс создания проекта, который характеризуется тем, что его основная идея рассчитана на идеальный результат (идеальный характер действия) и оно нацелено на воплощение данной идеи в будущем. Проектирование имеет общие закономерности, этапы и стадии с определенной спецификой в зависимости от вида проекта, области проектирования. Так как оно является способом изменения реальности, проектирование относится к творческой деятельности.

Также оно требует от человека не только профессионализма и знания всех нюансов при выполнении действий по его реализации, но и способности заранее проанализировать особенности той сферы, в которой проект будет «жить», оценить потребность в проектировании выбранной деятельности и проявить разумную долю фантазии и смелости, чтобы данный проект не остался только лишь «иллюзией деятельности», но ровно настолько, чтобы он был пригоден к реализации и результативен.[5; с.37]

Делись добром ;)