Биография Ганса Гольбейна

реферат

3. Творчество

Рассмотрим основные произведения Ганса Гольбейна.

· Послы (1533), Национальная галерея, Лондон

Этот двойной портрет кисти Гольбейна является выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.

Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.

С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Год создания этого шедевра - 1533-й.

Эта картина интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Можно даже утверждать, что этот натюрморт играет "центральную" роль в композиции, связывая двух разведенных по бокам полотна мужчин и одновременно оттеняя индивидуальность каждого из них. Композиционное разнообразие достигается за счет тонких различий в позе стоящих, их одежде и манере держаться.

Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра.

Об этом черепе в XX веке написано немало - собственно, именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению человека XX века. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при "прямом" взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при "особом" (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.

Такой подход к шедевру Гольбейна делает картину пронзительной аллегорией "суеты сует".

Предметы, являющиеся своеобразным фоном многих портретов Гольбейна, часто выбираются им с целью максимально полно охарактеризовать изображенного человека или, в другом варианте, задать сложную символическую музыку произведения. Но, пожалуй, ни в одной работе эти предметы не сгущаются так "концентрированно", как это происходит в представленном шедевре. Обилие разнообразных вещей говорит о широте интересов стоящих перед нами людей - даны очевидные указания на музыку, математику, геометрию, астрономию, есть, помимо этого, и знаки не столь очевидные. На нижней полке этажерки мы видим глобус, учебник математики, лютню, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".

Лютня здесь выступает не только музыкальным инструментом, но и - если не забывать того, что ее струны традиционно символизировали смерть, - вполне определенным символом, перекликающимся с искаженным черепом, написанным на переднем плане. Эта связь упрочивается и перекличкой в "технической" сфере - и то, и другое призвано показать великолепное знание законов перспективы, которым отличался Гольбейн. Если изображение в правильной перспективе лютни - с ее сложной формой и изогнутым под прямым углом грифом - представляет собой сложнейшую техническую задачу, то изображение в искаженной перспективе черепа - задача ничуть не проще.

· Портрет неизвестного с нотной тетрадью и лютней

Свое искусное владение перспективой Голъбейн вновь демонстрирует (и опять же используя для этого лютню) в "Портрете неизвестного с нотной тетрадью и лютней".

· Портретом Николаса Кратцера (1528)

Работая над "Портретом Николаса Кратцера", Голъбейн эксплуатировал свой обычный прием - характеристику человека (в данном, случае - придворного астронома) посредством окружающих его вещей.

· Портрет бургомистра Якоба Мейера

Портреты базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены Доротеи (на след. стр.), созданные Голъбейном в 1516 году. Стилистика этих работ напрямую отсылает зрителя к итальянской живописи эпохи Возрождения.

· Мадонна бургомистра Мейера (1526), Художественный музей, Дармштадт

Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Данный тип алтарного образа известен в Германии как "Schutzmantelbild" ("Мадонна с покровом") - связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. В Англии такие алтарные образы называют "Virgin of Mercury" ("Мадонна-Вестница") или "Virgin of Pity" ("Мадонна Сострадающая"). В европейском искусстве XIII-XIV веков художники довольно часто живописали этот сюжет, но величественная работа Гольбейна явно выделяется на общем фоне. Слева на картине изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями, уже умершими ко времени ее создания. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и "переписок" - ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году.

· Портрет сэра Томаса Мора (1526), Собрание Фрика, Нью-Йорк

Этот портрет можно смело назвать одной из вершин в творчестве Гольбейна. Великий гуманист Томас Мор (1478-1535) был ярчайшим представителем своей эпохи. Юрист, ученый, государственный деятель, он создал знаменитую "Утопию" (1516), описав в ней идеальное, на его взгляд, устройство общества. "Утопия" в короткое время стала, говоря сегодняшним языком, европейским бестселлером и выдержала массу изданий (в том числе базелъское издание 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.

В 1535 году его обезглавили (и это еще явило милость короля, так как по первоначальному приговору Мора должны были пытать страшными пытками и четвертовать). Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.

· Портрет Георга Гисце (1532), Картинная галерея, Берлин

Это один из первых портретов, созданных Гольбейном после его окончательного переезда в Англию в 1532 году. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно "перегрузил" пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского "Стального двора" - местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии; все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), "разбросанные" художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Первоначально Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. Похоже, именно эта правильная симметрия, в конце концов, не устроила художника, и он, безжалостно разрушив ее, существенно оживил свое произведение.

· Тайная вечеря (ок. 1524-25)

Сохранилось около дюжины, религиозных полотен Гольбейна. Большая их часть относится к раннему периоду его творчества и несут явный отпечаток учебы у отца художника, Ганса Гольбейна Старшего, вместе с тем более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает сильнейшее влияние итальянской живописи эпохи Возрождения - ярким примером тому служит гольбейновская "Тайная вечеря", почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.

· Портрет миссис Пембертон (ок. 1535)

Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке, или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее. Как правило, на них изображали близких людей. Если проводить аналогию, то их можно сравнить с сегодняшними семейными фотографиями, которые часто носят в бумажнике. До нас дошло более десятка портретных миниатюр, выполненных Гольбейном по приезде в Англию, - в качестве примеров приводим портреты миссис Пембертон и Анны Клевской, четвертой жены Генриха VIII. В Англии к тому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, - он также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические тонкости работы, в этом жанре. Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, "Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца - подобно тому, как Солнце затмевает Луну". В сущности, в своих миниатюрах Голъбейн исповедовал всю ту же концепцию глубокого психологизма, что была характерна и для его "полноценных" портретов.

· Звезда, падающая в бездну (книжная иллюстрация)

Книжной иллюстрацией Голъбейн увлекся в Базеле, бывшем в его времена одним из крупнейших в Европе центров книгопечатания. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии были вырезаны деревянные клише для гравюр. Среди его иллюстраций - титульные листы книг, виньетки и пр. Голъбейн проиллюстрировал Новый завет - гравюра "Звезда, падающая в бездну" является примером этой работы. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия "Пляски Смерти", включающая в себя 41 гравюру. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Серия создавалась Голъбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе.

Серия "Пляски Смерти" пользовалась огромным успехом, выходила с подписями на разных языках и долгое время входила в список самых громких европейских бестселлеров.

· Портрет Боса ван Стенвийка (1541)

Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. После своего переезда в Англию в 1532 году художник вообще крайне редко работал в иных жанрах, почти исключительно перейдя на создание портретов. Чаще ему позировали мужчины - примерами этого рода работ являются "Портрет Боса ван Стенвийка" и "Портрет лорда Кромвеля". Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты - например, "Леди с белкой и скворцом", ок. 1526-28. Нередко Голъбейн дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который "оживлен" лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины.

· Фрески

Гольбейном создан целый ряд величественных фресок в Базеле, Люцерне и Лондоне, но все они не дожили до наших дней. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Впрочем, сохранившиеся предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить достаточно адекватное представление о фресках Гольбейна. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов, - на них, как хорошо видно по этому рисунку Гольбейна, изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В Базеле Гольбейн расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия. Самой знаменитой настенной росписью художника считалась фреска в лондонском дворце Уайтхолл - с изображением короля Генриха VIII и его семьи. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.

· Портрет Эразма Роттердамского (1523-24)

Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились; Гольбейн написал несколько портретов Эразма. На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием - ученый с головой ушел в чтение.

· Портрет Шарля де Солье (1534-35)

В 1533-1535 гг. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе; представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как "Моретт" - по еще одной фамилии героя) - один из них. Изображенный на полотне дипломат смотрит на зрителя спокойно и гордо; в его уверенной позе, изысканно-сдержанном стиле костюма сквозит подлинный аристократизм. Живые черные глаза Моретта оттеняет благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. Этот портрет - зримое выражение спокойного, отточенного, уравновешенного мастерства и той объективной манеры, что прославила Гольбейна.

· Портрет Генриха VIII (1536)

Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы - до нас дошло около 30 его сочинений. 38-летнее правление Генриха VIII запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, причем двух из них обезглавили по его личному приказу. Представленный "Портрет Генриха VIII" - единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. Украшения, шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом - ультрамарином.

· Портрет Христины Датской (1538)

Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, умерла третья жена Генриха VIII, Джейн Сеймур. Король тут же занялся поисками новой невесты. В конце концов, он женился (в 1540 году) на Анне Клевской, но перед этим рассмотрел еще восемь кандидатур, среди которых оказалась и Христина Датская. Христина была дочерью датского короля Христиана II и племянницей Карла V, императора Священной Римской империи.

· Мёртвый Христос в гробу

Ганс Гольбейн Младший создавал картину "Мертвый Христос в гробу", возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Юноша Ипполит в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" называет эту картину странной. Сам писатель увидел ее в Базеле в 1867 году - в ту пору, когда, измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф.М. Достоевского с "Писем русского путешественника". Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: "...с большим примечанием и удовольствием смотрел я... на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы не тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках - следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. Глаза его полуоткрыты, но и это, может быть, самое ужасное - в них мертвая остекленелость; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: "Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня...".

Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф.М. Достоевского неизгладимое впечатление. Он будто окаменел перед жутким откровением образа, в глазах - смятение и страх.

Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - "Мертвый Христос в гробу" - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид? Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Перед нами самостоятельное произведение - редкая и старинная форма картины "Мертвый Христос в гробу", восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.

Изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции.

Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных.

Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Мертвее мертвого лежал перед зрителем человек со всей своей устрашающей угловатостью наготы. Христа Гольбейн рисовал с утопленника, ему безжалостно придал он страшную величественность. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника. Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек глаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот...

Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие.

Делись добром ;)