logo
Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

1.1 Общая характеристика культуры Древнего Рима

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру[4].

Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима -- волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема -- потомков троянского героя Энея. Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии - Рим[15].

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия -- 753 -- 509 гг. до н. э.;

2) республика -- 509 -- 29 гг. до н. э.;

3) империя -- 29 г. до н. э. -- 476 г. н. э.

Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах -- пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 509 г. до н. э. образуется республика. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы[12]. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», -- скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором[1]. Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов[17]. Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм -- представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. Достойными гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Другие исследователи (в советской историографии в этом направлении много сделал С.Л. Утченко), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, которая основана на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития.

Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой оба компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной и в западной половине империи. Именно она легла в основу цивилизации Византии, славянских государств, Западной Европы.

Рим - это была цивилизация богатых людей, и богачи эти нисколько не были похожи на богачей Древней Греции, обладавших тонким вкусом и остроумием; они были довольно заурядными и скучными людьми, главным занятием которых являлись развлечения[4]. Яства и предметы роскоши доставлялись сюда со всего мира, здесь царили великолепие и пышность. Яркие зрелища, пышные процессии и игры в цирках с обреченными на смерть гладиаторами непрерывно сменяли друг друга. Но за всем этим великолепием скрывалась нищета масс, тяжелые налоги, которыми облагались преимущественно простые люди, и тяжкий труд, бремя которого несли бесчисленные рабы. Даже врачеванием, философией и размышлениями господа Рима предоставляли заниматься в основном греческим рабам. Попытки получить образование или узнать что-либо о мире, властителями которого они себя называли, были исключительно слабыми.

Подробно рассмотрев общею характеристику культуры Древнего Рима, можно сделать вывод, что культура Рима тесно связана с завершением истории античного общества. Она имела эллинистический традиционный характер и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян, такими как тонкий вкус и остроумие, а так же другими факторами. Она была и остается одной из самых древних цивилизации мира, чья культура тесно переплетается с культурой Греков и чей вклад в культуру ощутим и по сей день.