Особенности культуры Северного Возрождения

реферат

Реформация - широкое социально-политическое и культурное движение. Возникновение протестантизма

Процесс Реформации - массовое религиозное и общественно-политическое движение в странах Западной и Центральной Европы XVI - начала XVII вв., целью которого было реформирование католического христианства в соответствии с Библией. В 1517 г. католический священник-монах Мартин Лютер повесил на ворота дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов. Суть тезисов в следующем:

покаяние важно для отпущения грехов.

покаявшийся получает прощение по милости Бога, индульгенция - обман

Лучше сделать доброе дело, чем заплатить деньги и откупиться.

Главное сокровище церкви - Священное Писание Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении двойственности. СПб, 1996. Пер. с лат.: А.И. Рубана под ред. Ю.А. Голубца.; Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с. 290-545. .

Этот день, 31 октября 1517 г считается началом Реформации в Германии. Реформация повлекла преобразование в католическом христианстве, серьезно повлияла на общество, культуру, экономику и политику.

Можно выделить следующие причины Реформации.

1). Противоречия между светской властью и ролью церкви.

Церковь эпохи средневековья - крупнейший феодал. Церковная иерархия выстраивалась по образцу иерархии светской. Католическая церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, при этом использовался труд крепостных, применялись те же методы и приёмы, что и использовали светские феодалы. Узурпируя, таким образом, готовые формы феодального общества, церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества Ковальский Я.В. Папы и папство. - М.: Политиздат, 1991.С. 103. . Монархи Европы вынуждены были считаться с экономической мощью церкви и ее политической властью.

2). Зарождение нового класса буржуазии.

Буржуазии требовалось христианство нового образца. Необходимо было ввести простоту и дешевизну: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы строить величавые соборы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Чем сильнее была буржуазия, тем большей глубины достигли реформаторские процессы.

3). Гуманизм как новое идейное течение.

Гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе повлиял на нравственный климат в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви Кернс Э. Дорогами Христианства. История церкви. - М.: Протестант, 1992. .

4). Порча церкви.

Церковь становится не только крупнейшим феодалом, но и организацией, в которой стремление наживы затмевает основную функцию - спасении души. Индульгенции (плата за искупление греха) выглядят абсурдно, монастыри становятся гнездом порока и разврата, люди узнают об этом через произведения писателей эпохи Возрождения, например, Дж. Бокаччо. Церковь как организация требует обновления Дмитриева О.В. Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII вв. - М.: Б. и., 1985.

Вглядываясь вглубь веков, верующие задавали себе вопрос: апостольское христианство с его простотой и аскетизмом - нельзя ли вернуть его? Как ответ на этот вопрос, возникает реформация, которая отвергает, кроме негативных сторон католичества, и многие вековые традиции. Главным принципом протестантизма становится принцип "Sola Fide", о котором пойдет речь в дальнейшем.

Лютер выдвинул несколько столпов - основных идейных опор реформации. Среди таких принципов были:

1. Sola Scriptura (только Писание)

2. Sola Gratia (только благодать)

3. Sola Fide (только вера)

4. Solus Christus (только Христос)

5. Soli Deo Gloria (одному Богу слава) Dillenberger J. Protestant Thought and Natural science. London, 1961. .

Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове Божьем", "истинном Евангелие". Вера понималась отцами реформаторской церкви как "доверие" Евгеньев В. К истории протестантской этики - http: //rusk.ru/st. php? idar=26459.

Делись добром ;)