logo
Особенности построения внутрикадрового пространства в сюжетной фотографии

1.3 Философия сюжетной фотографии

Давайте немного разберем, как же можно создать сюжетную фотографию? Во-первых, можно подловить уже готовую картинку, но, на мой взгляд, куда интереснее такую картинку создать. Т.е. создать/выдумать сюжет, а потом выстроить картинку этот сюжет иллюстрирующую. Сюжет - это маленькая жизнь, а сюжет в фотографии - это краткий миг, мимолётность, тень жизни. Уметь увидеть и показать в одном кадре не просто действие, а событие с его протяжённостью во времени и пространстве - сложная задача. И получается она далеко не всегда, поэтому сюжетные фотографии часто предлагают смотреть серией, что поможет наиболее четко раскрыть идеи автора.

Согласно Леонардо да Винчи, в хорошей живописной картине распределение или расположение фигур должно быть произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить.

Обычно сюжет охватывает некоторый временной отрезок, поскольку имеет свое начало, свое развитие и завершение. Иначе говоря, воплощает в себе определенный процесс.

В «жанровом» снимке интерпретируются и осмысляются не столько изображенные люди, сколько процесс, в который они включены. Чтобы быть воспринятым и пережитым аудиторией, процесс должен содержать в себе значимые, то есть «общечеловеческие элементы». Тем самым «жанр», как и портрет, разомкнут на зрителя. Однако, в отличие от портрета, главный источник выразительных элементов здесь - не изображаемый человек, но процесс. Оттого «жанр» разомкнут не только на зрителя, но и на события внешнего мира.

«Жанровый» снимок содержит лишь одну фазу процесса, в отличие от кино, которое способно фиксировать процесс в полной его протяженности. Одномоментность фотографии преодолевается, если кадр выразителен, образен. Богатство выразительности в кадре должно заставляют зрителя верить, что показанное событие он пережил глубоко и полно. Пережитое глубоко событие становится для зрителя целостным. Ради такого воздействия «жанровая» фотография и стремится к образности.

В «жанровой» светописи методы, пригодные для портретиста, усложняются, поскольку для создания сюжета необходим ансамбль объектов, состоящий из запечатленных людей и предметов. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями («действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов»), а цель фотографа - обнаружить их, чтобы перенести, переместить на снимок.

Веря в безграничную и неисчерпаемую экспрессию реальности, фотографы подстерегают выразительные композиции. Охота на них - не единственный принцип работы в «жанровой» светописи, но один из самых

распространенных. Со временем такая охота была дополнена другими приемами и методами, и сегодня фотографы используют постановку, находят неожиданные точки съемки, применяют особые способы печати. В результате репортажный метод потерял свою былую чистоту.

Фотоаппарат, если он замечен, нарушает подлинное течение жизни; при виде камеры человек подтягивается, прихорашивается - делается таким, каким хочет выглядеть. В результате перед объективом предстает не подлинная жизнь, но « срежиссированная». Сути дела не меняет тот факт, что в подобных случаях происходит «саморежиссура».

Чтобы избежать подмены действительного желаемым, фотографы широко пользовались «скрытой камерой».

Еще одна техника фиксации - так называемая «привычная камера» - предполагает длительное наблюдение. Люди знают, что их будут снимать, но постепенно привыкают к аппарату и, поглощенные своими делами, перестают обращать на него внимание.

Конечно, режиссура в «жанровой» фотографии, как и в портрете, требует от фотографа особой чуткости, понимания той границы, за которой поставленная ситуация грозит превратиться в фальшь.

В «жанровом» снимке зачастую инсценируется не факт, случившийся тогда-то там-то, но «возможная ситуация» - подобная реальной, но не обязательно происходившая. Фотограф не утверждает, что придуманные им обстоятельства имели место в реальности такого-то числа в таком-то месте.

Фотограф ловит миг времени, который сразу же канет в прошлое, растворится в небытии. Радуясь умению поймать его, он нередко подчеркивает доступными средствами быстротечность фиксируемого момента.

Для фотографа внешний мир - бездонный кладезь экспрессии, но реальность как бы дразнит ею фотографа: на миг приоткроет нечто выразительное и тут же спрячет.

«Поворачиваясь», объекты словно предлагают смотрящему все новые экспрессивные элементы. Потому Родченко настаивал: «Нужно с объекта давать несколько разных фото с разных точек и положений, как бы обсматривая его, а не подглядывать в одну замочную скважину»

Смысл исходит от того, кто снимок задумал и реализовал, использовав внешний мир как материал для воплощения задуманного.

Выдвигая одни признаки и затемняя другие, фотограф может управлять реальностью на своем снимке и рождать интересные идеи.

В сюжетном фото обычно зрителю предлагается оценивать не красоту объекта, а эстетику собственно плоскостного изображения, объединенного композицией. При этом предполагается, что и автор фотографии, и зритель стремятся максимально сконцентрировавшись на связях, заложенных в самом изображении. Можно даже пойти чуть дальше, и сказать, что художественная фотография - это в том числе и зашифрованное послание, а теория композиции - если не ключ, то подсказка к расшифровке. И, собственно, расшифровка на подсознательном уровне заложенных в форму изображения связей и подобий составляет основу эстетического наслаждения при просмотре фото. Это положение в полной мере относится к восприятию сюжетной фотографии, предполагающей последующее перенесение композиционных связей на сюжет, и прочтение его в соответствии с подсказками формы.

Подчеркнем еще раз: эта важная особенность художественной фотографии не обязательно означает необходимость ее интеллектуального, сознательного ее восприятия; поиск связей и подобий может происходить и на сознательном уровне, но, видимо, истинно глубокое восприятие фотографии достигается тогда, когда необходимость в сознательном разборе отпадает. Ответственное за такое восприятие чувство "нового искусства", или эстетическое чувство присуще (как абсолютный музыкальный слух) некоей малой части аудитории от рождения, хотя и должно быть развито обучением.

Итак, мы выяснили, что же такое сюжетная фотография, историю ее возникновения; уяснили, что этот жанр фотографии возник одним из первых и остается популярным по сей день. Рассмотрели специфику построения внутрикадрового пространства и философию сюжетной фотографии. Но мы еще не упомянули о технологии построения сюжетной фотографии, ведь нельзя говорить о жанровых снимках, не упомянув работу с моделью, так как именно люди являются центральным действующим лицом сюжетных снимков. Так же необходимо подробнее рассмотреть технологию создания снимков, и постобработки изображений, которые помогает нам не только подправлять неудачные моменты при съемке, но и создавать свою новую реальность в сюжетной фотографии.