Особенности развития музыкального бизнеса в контексте интернет-технологий

дипломная работа

1.1 Музыкальный бизнес как объект исследования

Музыкальный бизнес является составным элементом в системе шоу-бизнеса, который основан на извлечении прибыли при производстве и реализации музыкального продукта или предоставлении услуг в индустрии развлечения. Музыкальный бизнес прошел многолетнюю историю, включающую этапы возникновения, становления и эволюции. Развиваясь десятилетиями, он претерпел значительные изменения, как в музыке, так и в своей технической составляющей. Новые технологии пришли на смену старым, создав, тем самым, новые музыкальные стили, открывая перед собой целые музыкальные эпохи [19, с. 6].

В музыкальной индустрии, бизнес заключает в себе непрерывное производство, которое представляет собой единый комплекс, состоящий из таких неотъемлемых компонентов шоу-бизнеса, как: звукозапись, изготовление и реализация носителей аудио и видео материалов (пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, видеокассеты, DVD-диски), концертная деятельность (шоу-программы, концерты, гастроли, фестивали, конкурсы и др.), производство светового, звукового и сценического оборудования для массово-зрелищных мероприятий, а также производство музыкальных инструментов. Вышеперечисленные компоненты, составляющие основную структуру шоу-бизнеса, отражают современное состояние музыкальной индустрии как сферы, имеющей массового потребителя.

Музыкальная индустрия, развивающаяся согласно законам бизнеса, актуализирует необходимость освоения инновационных подходов, реализующихся специалистами новых профессий, значение и роль которых с каждым годом возрастает. Для того чтобы добиться успеха в музыкальном бизнесе в целом, нужна поддержка профессионалов высокого класса. В настоящее время ключевыми фигурами в сфере музыкального бизнеса являются такие специалисты, как: музыкальный продюсер, звукорежиссер, менеджер, промоутер, агент, юрист, маркетолог, дистрибьютор, мерчендайзер и музыкальный издатель [19, с. 22].

Важную роль в творческой деятельности любого артиста играет музыкальный продюсер, который занимается созданием и записью творческого продукта, а именно песни или альбома. Главной задачей музыкального продюсера является достижение оригинального звучания исполнителя, стремление к неповторимой звуковой атмосфере. Продюсер руководит и контролирует полностью весь процесс работы в студии звукозаписи. Кроме этого он решает вопросы касаемо репертуара исполнителя, выполняет роль автора музыки и текста, аранжировщика, а также решает различные административные задачи.

Абсолютно любая коммерческая деятельность, в том числе и музыкальная нуждается в грамотном юридическом сопровождении, следовательно для надлежащего оформления контрактов с музыкантами, с соблюдением всех существенных условий необходим квалифицированный юрист в данной области, который занимается консультированием и решением вопросов, связанных с правовым обеспечением деятельности компании или артиста, разработкой и составлением договоров, юридической экспертизой договоров, юридическим сопровождением сделок, а также работой с договорами в области авторского права и интеллектуальной собственности.

Юристы являются достаточно влиятельными людьми в шоу-бизнесе, поскольку работают одновременно с целым рядом контрактов и гораздо больше информированы о проблемах музыкальной индустрии. Они не только проверяют контракты и консультируют по юридическим вопросам, они непосредственно связаны с коммерческой деятельностью компании, помогают определить, с какой компанией заключать сделку, на каких условиях и т.д. Одним словом, связи юриста в музыкальном бизнесе являются одним из определяющих факторов в его выборе. Юрист с хорошими связями гораздо быстрее может решить тот или иной вопрос, и даже сделать больше, чем можно себе представить [19, с. 24].

Как только продюсер подписывает контракт с артистом на запись альбома, следующим этапом идет поиск опытного звукорежиссера. Его работа заключается в подготовке студии к звукозаписи, а именно, в настройке всей необходимой аппаратуры для предстоящей сессии. Когда вокалист и все музыканты, участвующие в сессии готовы, звукорежиссер начинает запись, во время которой старается как можно лучше с технической точки зрения отобразить звучание инструментов и голоса, и выявить самые удачные дубли. Роль продюсера в данном случае заключается в одобрении удачных, по мнению звукорежиссера, дублей (треков). Если же продюсера не удовлетворяет записанный материал, звукорежиссером будет сделана перезапись с учетом всех его пожеланий.

В случае, когда продюсеру необходимо специфическое звучание, звукорежиссер решает эту проблему при помощи технических возможностей аппаратуры. Решение может заключаться в выборе определенного конденсаторного микрофона под конкретного вокалиста или в выборе определенных компрессоров, эквалайзеров и другого студийного оборудования, которое позволяет добиться желаемого звука. В некоторых случаях, таких как запись барабанов, звукорежиссер может предложить использовать на выбор один из нескольких типов специальных комнат для оптимального звучания инструментов в записи. Например, для рока идеальной комнатой является помещение с бетонным/цементным полом, что позволит добиться солидного четкого звука от барабанов.

После создания музыкального продукта и соблюдения всех формальностей по оформлению контракта, для дальнейшего продвижения артиста необходим высококвалифицированный менеджер, которые делятся на несколько типов: персональный, бизнес и тур менеджеры.

Персональный менеджер занимается непосредственно карьерой артиста. Он выполняет следующие функции: создание персональной команды (подбор фотографа, стилиста и т.д.), выбор компании звукозаписи, заключение соглашений с музыкальными издателями, занимается организацией гастролей.

Бизнес-менеджер - специалист, который управляет финансовыми средствами, заработанные артистом. Он контролирует, оплачивает счета и налоги, делает вложения и руководит всеми финансовыми операциями. При проведении гастролей он также несет ответственность за все финансовые аспекты тура: оплата гостиниц, проезда, оплата платежных ведомостей и т.д.

Тур-менеджер занимается проведением гастролей. Работа тур-менеджера тесно связана с таким специалистом как промоутер, который непосредственно организовывает концерты. Промоутеры подразделяются на начальных, региональных, национальных и интернациональных. В задачу промоутера входит приглашение артиста и решение организационных вопросов, связанных с его выступлением.

Ни один популярный исполнитель не обходится и без агента - торгового посредника, помогающего артисту или компании подыскивать клиентов и непосредственно продавать товары. Агент должен знать рынок и возможности своего клиента. Он совмещает в одном лице профессионального переговорщика, дипломата, друга, обладает артистическими способностями. Специфика профессии заключается в продвижении и продаже товаров и услуг [19, с. 24].

Агенты играют важную роль в индустрии развлечений. Их роль весьма существенна в кино, театре и на телевидении. В этих сферах агент является влиятельной и авторитетной личностью, от которой зависит трудоустройство актера, исполнителя, сценариста или режиссера. Именно им обеспечивается постоянный и взаимовыгодный контакт между артистом и компаниями звукозаписи, тем самым позволяя последним экономить время и деньги.

К сожалению, агентский бизнес по представлению интересов авторов слабо развит. Это, в свою очередь, сдерживает активное развитие рынка интеллектуальной собственности, поскольку авторы либо не хотят, либо не могут заниматься защитой своих интересов, что в конечном итоге ведет к тому, что пользователи злоупотребляют такой ситуацией и активно нарушают авторские права. Особенно активно нарушаются права такой категории авторов как фотографы, поскольку средства массовой информации и иной периодической печатной продукции не особенно заботятся о соблюдении авторских прав, считая объекты своих творческих усилий, не стоящих больших затрат [19, с. 25].

Еще одной не менее значимой фигурой в музыкальном бизнесе является маркетолог, благодаря которому разрабатывается и реализуется маркетинговый план продвижения музыкальной продукции. В более широком смысле понятие "маркетинг" представляет собой особую систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. В сфере музыкального бизнеса, маркетолог занимается определением целевой аудитории, ее объема и товарного достоинства продукта. Он находит отличие продукта от конкурентов и определяет стратегию его выхода на рынок. Специалист, занимающийся маркетингом, должен уметь воздействовать на уровень, время и характер спроса [50, с. 76].

В крупных компаниях, сотрудники отдела маркетинга выполняют ряд функций:

1. Исследовательская работа: сбор информации, необходимой для планирования и продвижения на рынок творческо-художественной продукции - концертных программ, компакт-кассет или компакт-дисков, видеоклипов или видеокассет, теле- и радио программ, звуковой аппаратуры и музыкальных инструментов;

2. Стимулирование продвижения продукта на рынок (исполнителя, группы, аппаратуры, носителей музыкального материала и т.д.), а также всех видов рекламы (печать, радио, телевидение, выставки, презентации);

3. Проведение переговоров: согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности, сдачи в аренду технического оборудования, продажи носителей, аппаратуры, инструментов или другой продукции;

4. Установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации;

5. Учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя [50, с. 78].

Для дальнейшего продвижения музыкального продукта немаловажную роль играют такие специалисты, как мерчендайзер и дистрибьютор. Мерчендайзер занимается изготовлением и продажей товаров с именем или изображением артиста, а дистрибьютор является заказчиком готовых продуктов (носителей звукозаписи музыкального материала), которые он распространяет через сеть магазинов.

Любая звукозапись, будь то механическая, магнитная, цифровая или оптическая - является объектом авторского права, которое нуждается в правовой защите. В этом случае артист либо музыкант прибегает к помощи музыкального издателя, чья работа заключается в лицензировании музыкальных произведений, их регистрации, защите авторских и смежных прав, а также в продвижении музыкальных произведений (музыка для кино и рекламы, мобильный контент, музыка для Интернет-ресурсов и т.д.) [50, с. 39].

Музыкальные издательства регулируют отношения с авторами в сфере музыкальной записи, т.е. при тиражировании фонограмм на звуковых носителях (кассетах, компакт-дисках). Их появление связано с тем, что рынок аудио-продукции в последние годы значительно расширился. Кроме того, именно в этой сфере особенно распространено пиратство. Эти музыкальные издательства заключают с авторами договоры о передаче "механических прав" - прав на запись фонограммы, и становятся правообладателями наравне с ними. Таким образом, музыкальные издательства защищают как имущественные права авторов, так и свои собственные имущественные права на использование данных произведений. Эти фирмы сотрудничают, прежде всего, со звукозаписывающими студиями и производителями фонограмм. Они в состоянии отследить использование фонограмм при их тиражировании. Если студия звукозаписи передает право на тиражирование какому-либо третьему лицу, то музыкальное издательство ставится об этом в известность. В этом случае у издательства появляется возможность проследить, к примеру, выполняет ли производитель лазерных дисков, условия договора, как выплачивается вознаграждения издательству и автору [19, с. 26].

В музыкальном бизнесе наиболее влиятельные группы не сконцентрированы в какой-либо сфере профессиональной деятельности, как другие мощные агентства. Все специалисты музыкального бизнеса являются ее основной движущей силой.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении такого явления в музыкальном бизнесе как "музыкальный лэйбл" или "компания звукозаписи". Первые компании звукозаписи появились в Америке в конце XIX века, их возникновение было непосредственно связано с появлением первых аппаратов для записи и воспроизведения звука. Компании звукозаписи - это многофункциональные предприятия, которые занимаются производством, распространением и продвижением аудио (пластинки, кассеты, компакт-диски, DVD-диски) и видео материалов (музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов). Звукозаписывающие компании подразделяются на три группы: мейджор-лейблы (крупные компании), инди-лейблы (независимые компании) и Интернет-лейблы (Интернет компании) [38].

Мейджор-лейблы (англ. Major Label) - это предприятия, объединяющие в себе несколько крупных и мелких компаний. Большинство ведущих мейджор-лейблов принадлежит нескольким крупным многонациональным компаниям - "Большая четверка". На долю этих компаний приходится основной процент мирового музыкального рынка. В состав "Большой четверки" входят такие корпорации, как: Universal Music Group Internatioal, Sony BMG Music Entertainment, EMI и Warner Music Group.

Universal Music Group International - один из крупнейших и самых влиятельных мировых звукозаписывающих лейблов. Ему принадлежит более 25% мирового рынка медийных продуктов. Компания основана французским медиаконгломератом Vivendi SA, имеющим разветвленную сеть региональных представительств, в которую входит и российское подразделение - Universal Music Russia. Главные офисы Vivendi SA находятся в Париже (Франция) и в Нью-Йорке (США). На этом лейбле записывались такие известные исполнители как: Tokio Hotel, ABBA, Aerosmith, Aqua, Rammstein, Eminem, Akon, Lady Gaga, Rihanna, Guns N Roses, Chicane, Darude, Depeche Mode, Noize MC, t.A.T.u и мн.др. [69].

Sony BMG Music Entertainment - является одним из лидеров мировой рекорд-индустрии. Данная компания образовалась в августе 2004 г. после слияния двух влиятельных лейблов - Sony Music Entertainment (дочернее предприятие Sony) и Bertelsmann Music Group (BMG). Ей принадлежит около 25% мирового музыкального рынка.

Корпорация Sony BMG Music Entertainment имеет представительства в более чем 50 стран мира (в том числе и в России - с 1995 года) и включает в себя, кроме нескольких сотен звукозаписывающих студий: клубы по распространению книг и музыкальных записей, издательства, теле- и радиостанции. Sony BMG Music Entertainment работает практически со всеми музыкальными направлениями от поп-музыки и джаза до многообразных проявлений современной танцевальной электронной музыки [67].

С компаниями звукозаписи корпорации Sony BMG Music Entertainment сотрудничали такие великие музыканты современности и прошлых лет, как: Elvis Aaron Presley, Michael Joseph Jackson, AC/DC, Adriano Celentano, Bob Dylan, Ozzy Osbourne, Britney Spears, Shakira Isabel Mebarak Ripoll и др.

EMI (Electric and Music Industries) - британский лейбл мирового уровня. EMI была основана в марте 1931 г. в результате слияния двух звукозаписывающих лейблов - британских Columbia и Gramophone. Штаб-квартира корпорации EMI размещается в Лондоне.

Стратегия EMI заключается в том, чтобы предоставлять людям музыку в любой форме, в любое время и в любом месте. На первый план в деятельности EMI выходит цифровой и мобильный контент, его продажа и продвижение. Среди мировых знаменитостей, записывавшихся на лейбле EMI: The Beatles, Deep Purple, Pink Floyd, Queen, Roxette, Moby, Sex Pistols и др. [69].

Warner Music Group - третий по величине лейбл американского рынка звукозаписи, принадлежащий корпорации Time Warner, владеющей также CNN, New Line Cinema, Warner Brothers. Распространением лейбла в других странах, работой с дочерними компаниями и лицензиатами занимается его международное подразделение Warner Music International (WMI). На лейбле Warner Music Group в разное время записывали свои альбомы такие исполнители и группы, как: Pendulum, Deep Purple, Madonna Louise Veronica Ciccone, Metallica, Linkin Park, The Rasmus, Enya, Slayer, Muse, Green Day и др. [70].

Инди-лейблы (англ. Indie Label) - это независимые звукозаписывающие компании, небольшие предприятия по производству и реализации носителей музыкального материала, которые формируют на рынке свою музыкальную политику. Они не являются подразделением какой-либо крупной корпорации. Вначале XX в. инди-лейблы сыграли огромную роль в становлении музыкальной индустрии. Основная задача независимых лейблов заключается в продаже записей своих артистов, как правило у них нет собственных студий звукозаписи, они их арендуют. Треки, записанные на независимых лейблах, часто выкладываются для свободного скачивания в Интернете.

Интернет-лейблы (англ. Internet Label) - это интернет-компании, которые занимаются распространением музыкального продукта в цифровых звуковых форматах (главным образом MP3) в Интернете, предоставляя доступ к прямому скачиванию файлов. Параллельно интернет-релизам, интернет-лейблы нередко выпускают ограниченные тиражи компакт-дисков и других популярных носителей, распространяя их в основном по почте [38].

Все вышеперечисленные звукозаписывающие компании, так или иначе, конкурируют между собой. Конкуренция является двигателем прогресса, который подталкивает большинство компаний звукозаписи к внедрению новых технологий, идей, продуктов и услуг. Понятие "конкуренция" многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. В музыкальной индустрии конкуренция может выглядеть как соревнование между компаниями звукозаписи, отдельными проектами за сферу влияния, за наиболее выгодные условия проектов для получения максимально возможной прибыли. Конкуренция носит для участников рыночных отношений объективно-принудительный характер. Именно конкуренция заставляет их применять креативные технологии, рационализировать работу персонала, снижать или сдерживать цены на концертные выступления.

Рыночная конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями ее развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др. [19, с. 34].

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Но у каждого хозяйствующего субъекта свои способы конкурирования, свои возможности, своя тактика. С одной стороны, в настоящее время музыкальный бизнес не отличается от любой другой сферы бизнеса и опирается на определенные объективные показатели. С другой стороны, музыкальный бизнес в первую очередь основан на творчестве, что делает его не похожим на другие формы бизнеса. Он относится к виду деятельности с высоким уровнем риска. В нем трудно что-либо спрогнозировать или предугадать, чаще всего специалисты музыкальной сферы деятельности опираются на восприятие, интуицию и знание аудитории.

Главными составляющими музыкального бизнеса, являются: талант и деньги. Каждое действие в музыкальном бизнесе должно быть системным и комплексным. Реальная стоимость таланта определяется только после реакции аудитории, которая формируется после выступления исполнителя на сцене или в эфире, что изначально требует вложения немалых финансовых средств.

Таким образом, музыкальная индустрия развивается согласно законам бизнеса, что в свою очередь актуализирует необходимость освоения инновационных подходов. В музыкальном бизнесе наиболее влиятельные группы не сконцентрированы в какой-либо сфере профессиональной деятельности, все они являются основой единого целого. Исходя из этого, стоит отметить, что музыкальный бизнес как объект культурологического исследования, предполагает комплексное его изучение в контексте содержательности, цели, задач, кадровой составляющей, направленности деятельности и ее эффективности.

Делись добром ;)