Особенности режиссуры театрализованного вечера

курсовая работа

1.2 Сценарий тематического вечера

В основе тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений.

Отсутствие тщательно разработанного сценария вечера, замена его лишь сценарным или режиссерским планом или так называем планом организации будущего вечера приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к массовой работе, в частности к проведению тематических вечеров, требует от сегодняшних клубных работников умения составлять сценарий и воплощать его.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического вечера. В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, четко определяются тема и идея. В практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема - круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема - это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея - основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея - это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов. Иногда получается так, что вечера, посвященные Великой Отечественной войне, если в них недостаточно продуманна идея героизма советского народа, эстафеты боевых традиций, делают акцент лишь на тяжелые потери, понесенные нашим народом в войне.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического вечера. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. Мы уже говорили о том, что в представлении нельзя рассказывать что-либо “вообще” - о войне, о пятилетке. Зрителей не удовлетворяет отвлеченный рассказ, оборачивающийся нередко громкой фразой. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование к драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематический вечер -- это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом.

Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Например, в литературном сценарии театрализованного вечера «Поворот судьбы», посвященному 60-летию А.И. Лысенко, лежал конфликт между хранительницами вдохновения А.И.Лысенко. Кто из хранительниц вдохновения будет первооткрывателем вечера, и какой этап в жизни юбиляра был более значим. В итоге хранительницы приходят к выводу, что все этапы жизни были важны и помогли ему сформироваться гармонично развитой личностью и выйти на профессиональную дорогу жизни.

Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше? Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

В начале сценария необходима экспозиция, которая погружает зрителя в атмосферу будущего представления. Например, в литературном сценарии театрализованного вечера «Повороты судьбы», посвященному 60-летию А.И Лысенко была выставка книг издательства «Вешние воды». Приходящие гости могли ознакомиться с творчеством писателей и деятельностью юбиляра. Так же приходящих гостей встречали хранительницы вдохновения, которые своим образом и настроением вводили зрителя в предстоящую атмосферу праздника. После этого следует пролог т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Пролог в сценарии обычно перерастает в завязку. Пролог и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В сценарии тематического вечера “Повороты судьбы ” пролог состоял в том, что хранительницы вдохновения представляли зрителю Дворце Вдохновения где хранятся тайны всех поворотов судьбы удивительной личности: педагога, литератора, математика, музыканта, администратора, общественного деятеля-директора Орловского издательства «Вешние воды» Александра Ивановича Лысенко. В завязке конфликт начинался с того, что хранительницы вдохновения решали какой этап в жизни юбиляра был более значим и кто из них будет первооткрывателем вечера.

Следующая часть сценарной композиции -- основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Например, в сценарии тематического вечера “Повороты судьбы ” следующая после экспозиции часть состояла из таких эпизодов: Тропинки юности, театральные вершины, в стихии «Вешних вод»

Действие в сценарии подчиняется следующим основным методическим требованиям:

Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами сценариев.

Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного представления.

После кульминации должна следовать развязка - финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой “рваного монтажа”, не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. Умение монтировать разнообразный материал в единое целостное произведение - это важнейший навык сценариста.

Делись добром ;)