Особенности режиссуры театрализованного вечера

курсовая работа

2.2 Законы композиционного построения тематического театрализованного вечера

Определенность и ясность выбранной темы тематического вечера неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?" Какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над мероприятием, важное требование драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного тематического вечера. Задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия.

Тема и идея -это тот стержень, который крепко держит основной смысл театрализованного тематического вечера в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

В режиссуре театрализованного тематического вечера, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.

Задача композиционного построения театрализованного тематического вечера состоит в том, чтобы соединить все элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. Композиция имеет свои законы, которые отражают те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над сценарием досуговой программы.

1.Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Специфическая особенность режиссуры тематического театрализованного вечера, выражающаяся в поэпизодном построении, обусловлена не прихотью режиссёра, а объективной необходимостью наиболее полно раскрыть тему и идею.

Композиционная целостность тематического театрализованного вечера не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается прежде всего за счет объективно необходимого их количества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними. В композиционном построении театрализованного тематического вечера именно найденный сюжетный ход - художественный прием - делает тематический театрализованный вечер неповторимым и оригинальным.

2. Закон контрастности является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно -досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

3. Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу - одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании тематического вечера. Реализовать замысел в содержании - значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию.

4. Закон соразмерности при работе над материалом тематического вечера базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют "границы" отбора материала. Изучая проблему, режиссёр из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция.

Драматургия тематического вечера - это драматургия плаката. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что тематический театрализованный вечер лишен психологического содержания.

Тематический театрализованный вечер по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что он максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, в отличие от пьесы, он актуален только здесь и сейчас.

Режиссура тематического вечера обязательно включает в себя импровизационный характер и тематический театрализованный вечер иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник - это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника - это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При разработке праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием активных зрителей.

Делись добром ;)