Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей

курсовая работа

II. Беларусь в эпоху Возрождения

2.1 Особенности белорусского Возрождения

Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси.

После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.

Поэтому, Польша, Чехия и Далмация прошли стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.

Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры [7,81].

XVI век многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.

На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию.

Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:

1. Раннее Возрождение (начало ХVI века- 50-60-е годы ХVI века).

В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи - идея рационального переустройства общества.

2. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).

Этот период включает в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования: судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.

3. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI-ХVII веков).

Содержание этого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики [17]. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.

Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт с Богом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.

В полной мере это относится и к нашей стране. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно и людьми Реформации. Особое значение реформационного движения, состояло в обсуждении целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательной деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. В дальнейшем получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

Духовная жизнь Великого княжества Литовского, в составе которого была и Беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений [9,207].

Отчетливо проявило себя рационалистическое направление белорусской духовности. Было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага.

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма [16]. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального и письменного языка было запрещено.

Постановлением сейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти [9,223].

Делись добром ;)