Период военного комунизма и его осмысление в художественной культуре
2.1 Историческая справка
Ещё до октябрьской революции Временное правительство в марте 1917 года приняло декрет о введении хлебной монополии и сдаче крестьянами излишков хлеба по фиксированным ценам, однако реально никаких шагов для реализации этого декрета сделано не было.
В мае 1918 г. была введена «продовольственная диктатура», частную торговлю хлебом запретили. Поскольку в стране остро встала проблема голода и обеспечения городов и армии продовольствием, были испробованы разные способы заготовки продовольствия: частные закупки, натуральный продуктообмен, госзакупки по твёрдым ценам. Однако все эти меры были недостаточными, и 11 января 1919 г. Совнарком принял решение о введении продовольственной развёрстки на хлеб, когда было принято решение исходить при сборе урожая не из реально имеющихся излишков, а из потребностей государства. Это означало переход от экономических методов решения продовольственной проблемы к принудительным мерам, когда к сбору излишков урожая были привлечены продовольственная армия и комитеты бедноты. В 1919-1920-х гг. продовольственная развёрстка была распространена и на другие продукты питания.
Введение продразвёрстки значительно усложнило положение крестьян, поскольку в 1919 г. лишь 50% Гимпельсон Е.Г. «Военный коммунизм»: политика, практика, идеология. М, «Мысль», 1973 г., с. 60 стоимости заготовленного зерна было компенсировано деревне промышленными товарами, а в 1920 г. - ещё меньше. Чтобы избежать уплаты налога, крестьяне сокращали посевные площади, поголовье скота, прятали излишки продукции.
Ещё одной чертой проводимой политики была борьба с зажиточными хозяевами на селе и с кулаками. Так, 26 апреля 1919 г. был принят декрет ВЦИК «О льготах по взысканию натурального налога», по которому среднее крестьянство освобождалось от внесения оставшейся части продовольственного налога, зато она перекладывалась на кулаков, с которых было принято взимать налог в двукратном размере.
Кроме того, уже в годы проведения политики военного коммунизма встал вопрос о перестройки сельского хозяйства по новому принципу, о введении коммун и коллективных хозяйств, однако в масштабах страны это было сделано позднее.
Посмотрим, как эти процессы отразились в литературе этого времени.
2.2 Официальная позиция
2.2.1 Миф о гармоничном единении рабочих и крестьян
Содержание армии и обедневшего городского населения в условиях гражданской войны, разрухи и безработицы ложилось на плечи крестьян и сельского населения, у которых насильно отбирались излишки продукции, а нередко и необходимое им самим продовольствие. Однако в литературе акцент делался не на противопоставлении интересов крестьян и рабочих, а на взаимной пользе и единении этих двух классов.
В 1917 г. Н. Тихомиров написал известное стихотворение «Братья»:
«Мы с тобой родные братья,
Я - рабочий, ты - мужик.
Наши крепкие объятья -
Смерть и гибель для владык.
Я кую, ты пашешь поле,
Оба мы трудом живём.
Оба рвёмся к светлой воле,
С бою каждый шаг берём.
Я сверля земные недра,
Добываю сталь и медь.
Награжу тебя я щедро
За твои труды и снедь» Тихомиров Н. Братья // «Воспой, поэт… Стихотворения и поэмы первых лет Октября», М., Советская Россия, 1987 г., с. 134.
Обещание «наградить щедро за труды и снедь» ещё соответствовало первому году после революции, когда собираемые излишки продовольствия обменивались на товары или выкупались, но с 1919 г., когда производство резко упало, а продразвёрстка подразумевала безвозмездное изъятие продовольствия у крестьян, эта схема уже не подходила. В этих условиях возникла новая теория: вначале крестьяне помогут рабочим, а потом рабочие компенсируют им всем затраты с избытком. Такая позиция нашла наиболее явное выражение в программном стихотворении В. Маяковского «Всем Титам и Власам РСФСР», написанном в 1920 г. Вначале описано, как живут на селе два брата: Тит и Влас. Дом у них прохудился, нужно поправить, а гвоздей нет. Тит поехал в город за гвоздями, а завод стоит:
«Вбегает за гвоздями Тит,
Но в мастерской холодной
Рабочий зря без дел сидит.
«Я, - говорит, - голодный.
Дай, Тит, рабочим хлеб взаймы,
Мы здесь сидим не жравши,
А долг вернём гвоздями мы
Крестьянам, хлеба давшим» Маяковский В. Собрание сочинений в 12 томах, т. 1, М., «Правда», 1978 г., с. 206.
Тит отказался отдавать хлеб даром и поехал назад, да по дороге у лошади упала подкова, а без гвоздей её не приколотишь. Пришлось Титу заночевать в лесу, и съели его волки. А второй брат Влас оказался умнее и дал хлеб взаймы, а рабочий, наевшись, снова взялся за дело и привёз на село и плуги, и гвозди, и серпы. Заканчивается стихотворение моралью:
«Ясней сей песни нет, ей-ей,
Кривые бросим толки.
Везите, братцы, хлеб скорей,
Чтоб вас не съели волки» Там же, с. 207.
Основная идея здесь заключается в том, что лишь вместе рабочие и крестьяне смогут преодолеть все сложности и победить. Та же мысль выражена и в рассказе К. Лоптина «Спеет», где рабочий говорит крестьянину:
«- Егор, можно ли быть просто зрителем такого энтузиазма, не поддаться ему, не откликнуться на призыв голодающих братьев?
-У нас тут тоже голодающих - ой,ой, - вздыхает Егор.
- Так, Егор, положение кажется безвыходным, но наличие высокого душевного подъёма делает невозможное осуществимым» Лоптин К. Спеет // «Грядущее», 1919 г., № 1, с. 7.
2.2.2 Борьба с кулаками
В период бедствий, голода, войны редко удаётся мобилизовать волю народа к победе только за счёт трудового энтузиазма, воодушевления масс мечтами о прекрасном будущем. И в такие времена нередко возникает «образ врага», на которого обращается недовольство народа своими бедами и тяжёлым положением. В 1918-1920 гг. внешнего врага нового строя видели в иностранных державах, вторгшихся на территорию нового государства, а внутреннего врага - в белогвардейцах и в кулаках на селе, которых и винили в голоде и разрухе.
В художественной литературе этого периода представление о кулаках как «врагах народа» также нашло своё выражение. В уже упоминавшейся выше книге А. Тодорского «Год с винтовкой и плугом» приводятся документальные свидетельства этого периода, письма крестьян, сводки сельских собраний. В заметке «Кулаки душат голодных» автор пишет: «Кулак пробудился... Сладко расправил свои руки, надел смазные сапоги, помазал волосы лампадным маслом, повесил на жилете цепочку, осенил себя широким крестным знамением и не спеша принялся за свое так хорошо знакомое ремесло: драть семь шкур со своего ближнего. -- Довольно царствовать этой голи! Полно гневить бога-то! Пора начинать жить по-старому...
Так сказал Весьегонский толстосум Тит Титыч и, щурясь на весеннее солнышко, уже строил планы:
«Вот заставлю эту сволочь построить себе двухэтажный дом, покрою его листовым железом, открою трактир, заберу в руки всю волость -- и сразу сопьются все подлецы» Тодорский А. Год с винтовкой и плугом. М., Советская Россия, 1958 г. // http://vesyegonsk.net.ru/index.php?id=210&ThePage=7.
В ответ бедняки обратились с просьбой в Совет области, чтобы им помогли силой отнять у кулаков хлеб, чтобы запретили торговлю продовольствием за деньги. Бедные крестьяне воспринимали более зажиточных соседей как своих врагов, наживавшихся на чужом несчастье.
«На селе большая лавка,
Двухэтажный дом.
И сосёт он, как пиявка,
Весь народ кругом:
Беднота пусть горько плачет,
Никнет головой, -
Он подальше хлеб запрячет,
Иль продаст с лихвой» Поэзия советской провинции // «Пролетарская культура», 1919 г., № 7-8, с. 43, -
так характеризуют кулаков в стихотворении, написанном в 1919 г.
2.3 Отражение реальной ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве
В художественной литературе этого периода нашло выражение и отражение реально сложившейся тяжёлой ситуации на селе, и осознание несбывшихся с приходом новой власти надежд. В литературе встречается отражение основных проблем, связанных с проведением новой политики:
2.3.1 Тяжёлое положение на селе, бедность и голод
С приходом новой власти многие крестьяне надеялись на улучшение своей участи, на решение своих земельных и финансовых затруднений. Однако в реальности этим надеждам не суждено было сбыться, многие хозяйства разорялись, а крестьянам приходилось искать работу в городе.
Поэт С. Лукашин так выражает эту мысль:
«Нам пришлось наняться
В фабрику с тобой,
Думали дождаться,
Видеть край родной.
Наживём, мол, денег,
Купим лошадей,
Выстроим домишко,
Вырастим детей» Лукашин С. Стихотворения // «Пролетарская культура», 1918 г., № 2, с. 3.
2.3.2 Ухудшение положения казачества при советской власти
С приходом новой власти ухудшилось и положение казаков, которые до революции находились в привилегированном положении. «Середняки не принимали революции в её поступательном социалистическом движении: она ничего им не давала и кое-что требовала. […] А когда пришла сама Революция, она предстала казаку в виде власти города, чужих и чуждых ему комиссаров, а главной задачей её оказалось - дать землю иногороднему, то есть мужику-пришельцу, прежде кормившемуся около помещичьих и казацких земель либо как арендатор, либо как батрак» Казаков В. В краю хлеба и контр-революции // «Творчество», 1919 г., № 1-3, с. 29.
2.3.3 Злоупотребления властью, хищения и произвол
При проведении продразвёрстки, дележе хлеба и продовольствия не обходилось и без злоупотреблений. Порой отнимали не излишки хлеба, а необходимые для жизни запасы, порой занимались прямым воровством продовольствия. В рассказе Н. Ляшко «Льдинка на солнце» Ляшко Н. Льдинка на солнце» // «Творчество», 1919 г., №8-9, с. 10 описано, как пароход вёз хлеб в другую область, а крестьяне его увидели, сели на лодки, обрезали канат у баржи, которую волок пароход, и решили сами между собой хлеб делить. Эта картина уже прямо напоминает разбой и пиратство прежних веков, а не честный делёж продовольствия в соответствии с провозглашаемыми принципами. В рассказе В. Казакова «Не едем» описано «запутанное, странное дело, где деньги, предназначавшиеся для продовольственных операций, очутились на личном счету уполномоченного по продовольствию» Казаков В. Не едем // «Творчество», 1919 г., № 1-3, с. 30.
2.3.4 Противопоставление интересов города и деревни
Хотя власти и пытались убедить сельское население, что его интересы неотделимы от интересов рабочих и армии, однако далеко не все крестьяне были готовы голодать ради помощи своим ближним и лучшего будущего. В рассказе Н. Ляшко «Лось» зажиточный крестьянин везёт продовольствие в город и продаёт по максимально возможным ценам, а на вопрос другого героя, не жалко ли ему голодающих горожан, отвечает:
«- Чего не жалко, жалко, а только не очень чтоб. Станешь городских жалеть, сам оголеешь» Ляшко Н. Лось // «Творчество», 1920 г, №2-4, с. 4.
Таким образом, в художественной литературе, помимо представления официальной позиции, описывались и реальные факты, происходившие в деревне, однако в этот период ещё не делали каких-то обобщений. Скорее, это было зарисовками реальной жизни, сбором фактов.
миф труд рабочий крестьянин деньги
Глава 3. Складывание системы военного коммунизма в промышленности