Пина Бауш - гений жеста

реферат

Глава 1. Современный танец - повод для раздумий

Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического танца, были талантливые исполнители Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Айседора Дункан.

А. Дункан на сцене была совершенно свободна и использовала все возможности движения: танцевала босая в свободной тунике, использовала повседневные движения, шаги, прыжки, простые повороты. В приближении к естественности выражались её индивидуальность, интуиция, импровизационный характер танца. Танец Дункан не основывался на определённой системе движений, он исчез вместе с ней.

В это же время вела свои творческие поиски Л. Фуллер. В отличие от Дункан, движущей свои поиски от внутреннего, Фуллер касалась внешнего. Костюмы, декорации, свет, вся атмосфера спектакля были ареной для экспериментов, вызывающие к жизни фантастические формы, играя линиями и яркими красками. Планки с метрами шелковой ткани создавали образы бабочек, пламени, цветовые пятна, фосфоресцирующие материалы и проектор превращали танцора в объект, сливающийся с окружающим.

В работах Рут Сен-Дени чувствовалось влияние востока. В 1915 году она со своим мужем Тедом Шоуном открыта школа танца - модерн «Денишоун», которая стала символом профессионального танца (Чарльз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэхем). В «Денишоун» родился американский экспрессионизм в танце и до середины 30-х годов идеи танца - модерн развивались параллельно и в США, и в Западной Европе, прежде всего в Германии.

Теоретиками танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лобан, обратившийся к философии древней Индии. В труде «Кинетография» (1928) предложил универсальную теорию танцевального жеста, применимую для описания всех пластическо-динамических характеристик. Пространство, Время, Энергия - три константы теории движенияотказалась от традиционно красивых движений, наполняя их крайней напряженностью и динамикой формы.

В 30-е годы центр развития модерн танца переместился в США. Основоположниками модерн-танца считаются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм, создавшие свою систему подготовки танцовщиков.

Марта Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, позднее она обратилась к символической и легендарно-эпической теме («Фротьер» 1935 г., «Письмо миру» 1940 г., «Весна в Аппалачских горах» 1944 г.), создала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Формотворчество не было самоцелью, прежде всего Грэхем стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.

Дорис Хамфри преподавала и ставила в труппе Хосе Лимона. Уделяя большое внимание пластической отточенности и технике, она выступала против красоты и утончённости стилизаторства Сен-Дени. Она первая стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. Отказываясь от опыта предыдущих поколений, многие из них отрицали первичное сценическое пространство и перенесли спектакли на улицы, в парки, отрицали форму спектакля, вовлекая зрителей в театральное действие (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке, хореографы использовали только ударные инструменты или шумы.

Хосе Лимон продолжил традиции предыдущего поколения, его хореография - это сложный синтез американского танца - модерн и испанско-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал («Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен»).

Духовным «отцом» хореографического авангарда был Мерс Канингем. Он организовал собственную школу и технику танца, рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Многие идеи композитора Джона Кейджа, Канингем перенёс в свои спектакли, построенные на «теории случайностей», считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и движение. Представителями авангарда так называемого «пост-модерна» были Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк. К началу 70-х годов сложилось несколько основных школ модерн-танца: Марты Грэхем, Дорис Хамфри, Хосе Лимона и Мерса Канингема. Естественно педагоги и хореографы синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца. Лестер Хортон положил начало модерн-джаз танцу, техника которого объединила джазовый танец и модерн- танец. Джек Коул систему Хинди-джаза, объединив технику изоляции «чёрного» танца с движениями индийского фольклорного танца и достижениями «Денишоун». В 1966 году появился учебник Гаса Джордано посвящённый технике джаз-модерн танца. Первые семинары американских педагогов в Западной Европе начали проводиться в 1959 году Уолтер Никс, в 1961 Аллан Бернард. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление - джаз-модерн танец.

Делись добром ;)