Братья Васнецовы и их деятельность в Вятке

реферат

1. Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

васнецов вятка творчество художник

Из двух братьев Васнецов, несомненно, более известен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябове, где и прошло детство будущего художника. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и ребенка в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В то время Вятская губерния славилась местными художниками, которые чего только не делали: вышивали, занимались резьбой по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисовывали ложки и мебель, делали глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники и за всем этим мог наблюдать любознательный и пытливый мальчик.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002,С. 115.

Известно, что Вятка шестидесятых годов прошлого века была переполнена политическими ссыльными. Среди них оказалось много участников польского освободительного движения - культурных и образованных людей. Виктор Васнецов, попав в новую для него среду, начал усиленно восполнять недостатки своего образования чтением художественной литературы - произведений С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, не забывая, конечно, и рисования.

Время, прожитое в Вятке (1858-1867), занятые учебой в училище и семинарии, были временем созревания твердого решения Васнецова стать художником. Он с благодарностью вспоминал тех людей, которые помогли ему осуществить это захватившее его желание. Среди них был преподаватель рисования вятской гимназии художник Николай Александрович Чернышев.

Согласно воспоминаниям учеников Чернышева, они могли делать на уроках рисования все, что угодно. Учитель же невозмутимо сидел на кафедре, время от времени подзывая к ней то одного, то другого из них, или потихоньку бродил по классу, позвякивая монетами в кармане, или играл цепочкой часов. Зато в своей иконописной мастерской Чернышев преображался: был внимательным, делал толковые замечания, давал ученикам советы. Познакомившись с рисунками Васнецова, Чернышев предложил ему заходить в его мастерскую и смотреть, как он обучает иконописцев. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 2005, С. 142.

Также человеком, оказавшим влияние на Виктора Васнецова, был преподаватель старших курсов семинарии Александр Александрович Красовский, горячий почитатель Чернышевского и Добролюбова, связанный с польским освободительным движением, приговоренный впоследствии к бессрочной каторге. Красовский, имевший небольшую, хорошо подобранную библиотечку и охотно снабжавший книгами всех желающих познакомиться с передовой литературой того времени, благотворно влиял на общее развитие юноши.

Однако больше всего в приобретении художественных знаний и навыков дал Виктору Васнецову Эльвиро Андриолли, высланный на поселение в Вятку за ту же «провинность», что и Красовский. Это был разносторонне образованный талантливый человек. До ссылки он учился в Петербургской Академии художеств, бывал в художественных мастерских Парижа, Рима, Лондона, писал портреты, увлекался гравированием.

Эти люди, очень различные по складу характера, темпераменту, вкусам и художественным увлечениям, каждый по-своему влияли на Васнецова. Они укрепили его в мысли стать художником, помогли вырваться из окружавшей его провинциальной обстановки. В числе сосланных на поселение в Вятку был виленский архиепископ, поэт и филолог, Адам Красинский. Его очень почитал местный архиерей. При содействии Адама Красинского для росписи строящегося в Вятке собора был приглашен его соотечественник Эльвиро Андриолли. В помощь Андриолли был направлен, по указанию архиерея, семинарист богословского факультета Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием.

Андриолли, просмотрев принесенные мною рисунки, - вспоминал Васнецов, - пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику». Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005, С. 153.

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005,С. 172.

Виктор Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни - Васнецов не стал священником, как мечтал отец. Для рисования использовал каждую свободную минуту в семинарии, и на последнем курсе юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Это и было сделано, Васнецов сначала начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, заботиться о младшем брат и много работает ради заработка.

Виктора Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи», причем это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, национального направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Богатырей», ««Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

И хоть многие считают, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор, однако на самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения. Помимо картин бытового жанра художник создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова играет огромную роль в русской культуры. Художник своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников - тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально - декорационную живопись.

Искусство Васнецова основано на подлинно народных представлениях о красоте и правде, поэтому оно пользуется неизменной любовью и признательностью и в наше время. Однако и при жизни творчество Виктора Михайлович было признан.

Он является действительным членом Императорской Академии Художеств, Почетным членом Рейнской Академии живописи, Почетным членом Московской духовной Академии, Почетным членом Киевского общества древностей, профессором живописи, действительным членом Музея изящных искусств в Москве, Почетным членом Строгановского училища, действительным членом Исторического музея, Почетным членом «Общества им. А.И. Куинджи», членом Союза художников России, награжден орденом «почетного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности». Верещагина А.Г. Художник и время. История. Очерки русской исторической живописи XVII - начала XX века. - М.: Искусство, 2006, С. 231.

Младший брат писателя Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) известен гораздо менее, однако он не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем реальный образ древней русской столицы, редко кого оставляют равнодушными. Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 15.

Аполлинарий в отличие от брата, родился уже в селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область). Детские годы мальчика были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой, поэтому о нем стал заботиться брат Виктор, который был на восемь лет старше Аполлинария. Именно брат, увидел талантливые рисунки юноши и понял, что в семье растет еще один художник. Виктор отправил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Окончив Вятское духовное училище в 1872 году Аполлинарий, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 24.

В 1875 году Аполлинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств. Однако там принимает активное участие в работе кружка самообразования, в котором ему было поручено хранение нелегальной литературы и он решает посвятить себя просвещению простого народа. В 1875 году Аполлинарий сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает в село Быстрица Орловской губернии.

Младший Васнецов в 1878 году покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

С 1882 года Аполлинарий ежегодно проводит лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование Аполлинария Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 28.

В 1898 году А. М. Васнецов предпринимает поездку за границу. Он посещает Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомится с жизнью и искусством этих стран, пишет много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвращается на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики. 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии. Помимо творческой и преподавательской деятельности, Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации. Там же, С. 32.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А.М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Знакомясь с древними планами, летописями, свидетельствами иностранных путешественников, А.М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007..

Примером общественной деятельности Васнецова является его участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.

Делись добром ;)