Праздники под открытым небом

курсовая работа

9. Типы праздничного действия. Торжество, зрелище, обряд, ритуал, карнавал

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным.

Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно-зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил (ритуалов, обрядов, символов) наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни, в этом он сродни театру.

Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Такое поведение не умаляет значения реального события, лежащего в основе праздничного действия. Оно обеспечивает многозначность праздничного общения, снимает возможность утилитарного подхода к празднику, к чему может привести обеднение игрового начала. Однако природа праздника такова, что он не может, в свою очередь, оторвать игровое действие от реальности, ибо это приведет к ложной ситуации.

Таким образом, мы видим, что праздник необычайно разнопланов и предполагает несколько типов поведения людей. Одним из таких является торжество.

Праздник и торжество неразрывно связаны между собой. Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие именно исходя из содержания праздника. Праздник, устремленный в будущее, утверждающий прогрессивные цели и идеалы и отмечающий их победу на том или ином этапе социального развития, всегда торжествен, полон высокого пафоса. Такое торжество в социалистическом обществе является подлинно всеобщим, соответствует устремлению всех членов общества или его подавляющего большинства, отражает единство общества.

Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и демонстрациях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально. Торжество не исключает, а, наоборот, предполагает настроение радости и веселья, личные эмоциональные переживания, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом, классом.

В отличие от торжеств, зрелище всегда есть часть праздника. Ошибочно отождествлять праздник и зрелище. Эта ошибка имеет под собой реальную историческую почву, ибо на протяжении веков, начиная со времен Римской империи, господствующие классы всегда пытались подменить праздники широких народных масс зрелищами и тем самым лишить их социального характера.

Однако нельзя зачеркивать значение зрелища как неотъемлемой составной части любого праздника. Яркие, красочные зрелища дают людям сильные эстетические переживания, стимулируют возникновение коллективных эмоций и тем самым придают всему празднику эмоциональную окраску.

Сочетание различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.

Рассмотрим теперь отношение массового праздника к обряду и ритуалу. Нельзя отрицать значение обрядов и обрядности в духовной жизни общества. Однако и абсолютизировать их не имеет смысла. Обряды и обрядность необходимо рассматривать в колтекстс массового праздника в качестве одного из его проявлений.

Обряды -- совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями. Они представляют собой социально-культурные действия людей, которые вызывает праздничная ситуация. Именно праздничная ситуация рождает обряд как форму массового праздника. Специфика этой формы состоит в том, что обряд -- персонифицированный личностный праздник.

Праздничная ситуация, порождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в целом. Даже если речь идет о таких праздниках, как посвящение в рабочий класс или в хлеборобы, -- это, прежде всего поворотное событие в жизни каждого человека, который начинает свою трудовую деятельность, приобщается к рабочему классу или колхозному крестьянству.

Ритуал (церемония, церемониал) -- официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий. Он представляет собой тип социального действия, порой выходящего за рамки праздника и обряда. Другими словами, ритуал можно определить как внешние формы, соблюдаемые в торжествах, или торжество по заранее установленному плану, или обряд по установленным правилам. При анализе ритуалов можно прийти к выводу, что в жизни чаще всего ритуализируются наиболее напряженные моменты жизни общества, коллектива и личности независимо от того, какого рода события включают они в себя.

Ритуалом можно также считать раз и навсегда установившееся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ритуал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплоченность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.

Ритуальным моментом в советском массовом празднике является, например, вынос красных знамен революционной, боевой и трудовой славы нашего народа или данной конкретной социальной общности людей, города или села, определенного коллектива. Ритуал этот подчеркивает уважение советских людей к красному знамени.

По отношению к обряду ритуал выступает как способ закрепления обрядового действия. Из всех других проявлений праздника, кроме обрядов, чаще всего подвергается ритуализации торжество. Как правило, ритуальный момент содержится в празднике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.

Праздник нельзя отождествлять также с карнавалом как действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение. Однако возможно и выделить карнавал или всеобъемлющее публичное народное веселье как особый тип праздничного действия. Анализируя римский карнавал, Гете выделял в нем всенародный характер, отмену иерархических граней, полное освобождение от жизненной серьезности.

Здесь очень точно подмечены специфические черты праздников такого рода, всегда принимающих наиболее всеобщий публичный характер и втягивающих массу в непосредственное веселье и активное действие в виде разнообразных игр, шуток и забав.

Организатору, режиссеру и сценаристу нужно хорошо разбираться в этих особенностях карнавала. Ведь иногда мы ошибочно называем карнавалами обычные костюмированные вечера, похожие на тот, о котором рассказывается в фильме «Карнавальная ночь». А между тем это скорее маскарадные вечера, ибо разноцветный дождь конфетти и серпантина, смешные маски и плащи еще не делают костюмированный праздник карнавальным.

Делись добром ;)