Практика использования театральных аксессуаров. Формирование внешнего имиджа театра

дипломная работа

1.3 Формы и методы формирования внешнего имиджа

Научные исследования и практика свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.

Методов формирования имиджа очень много, и приходиться составлять из различных компонентов именно ту формулу, которая будет верна для данного объекта, для эффективного функционирования и трансформации полей разных видов его имиджей в индивидуальном и массовом сознании и выявления специфики "наполняемости" этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп. При этом нельзя представить полный перечень возможных комбинаций. Нужно знать общие законы психологии человека, чтобы на их основе формировать стратегию создания имиджа.

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.

Процесс создания имиджа уже достаточно хорошо изучен. Он может быть представлен в виде алгоритма, задающего строгую последовательность действий (этапов):

1. Выявление сложившихся у контактных аудиторий представлений о претенденте на положительный имидж.

2. Определение предпочтений и ожиданий аудиторий, характеристик, которыми, по их мнению, должен обладать этот претендент.

3. Выявление сильных и слабых сторон претендента.

4. Конструирование имиджа с учетом сильных и слабых сторон, а также ожиданий аудитории (создание модели).

5. Составление плана действий по переводу модели в реальность.

6. Реализация плана.

7. Мониторинг сформированного имиджа, его поддержание, позиционирование, а также, в случае необходимости, коррекция.

Поясним представленную схему, объединив первые два этапа, поскольку на них используются сходные методы изучения ситуации.

Для того чтобы определить, как оцениваются контактными аудиториями достоинства и недостатки учреждения, решившего улучшить свой имидж, также чтобы узнать, каковы притязания этих аудиторий, необходимо провести анкетирование, интервьюирование, беседы, а также использовать другие методы социологических исследований - анализ документов (материалов СМИ, отчетов, зрительских и читательских конференций, книг отзывов и предложений и т.п.).

Ясно, что реализация первых двух этапов требует больших материальных затрат, организационной активности, привлечения специалистов, но без этого конструирование имиджа невозможно.

Сигналами состояния имиджа могут служить отношение к учреждению, удовлетворенность качеством его работы, стабильное количество постоянных клиентов, приток новых. Впрочем, и такие способы изучения общественного мнения, как беседы, анализ устных высказываний, а также записей в книгах отзывов и предложений, не требуют особых затрат и по силам любому учреждению, были бы желание и интерес к этому.

Само собой разумеется, что информация должна быть получена по всем вышеназванным элементам организационной культуры. Это обеспечивается четко продуманным содержанием и адекватной методикой опросов.

Помимо контактных аудиторий мнение об учреждении и свои ожидания относительно него должны высказать и его сотрудники, и руководители. проанализированный и обобщенный материал даст возможность приступить следующему этапу создания имиджа - конструированию его модели с учетом всех высказанных пожеланий (но и возможностей, конечно).

Модель, в переводе с французского, означает образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, арка изделия. Модель имиджа учреждения культуры - вещь эксклюзивная, она не может создаваться для массового изготовления, поскольку в каждой конкретной ситуации исключительны и неповторимы творческие коллективы сотрудников, посетителей, их взаимоотношения, ожидания, претерпевающие постоянные изменения. В силу этих обстоятельств не может быть единой модели, можно говорить лишь о какой-то общей ее схеме, параметрах, компонентах.

Прежде всего, стоит решить, как хочет выглядеть учреждение в глазах своих клиентов. Специалисты по вопросам менеджмента и организационной культуры, в частности, отмечают, что организация может восприниматься либо к консервативная (выполняет работу традиционно, придерживается статус-кво, сотрудники связаны правилами) - ей больше подходят такие характеристики, как "старая", "медленная", "авторитарная", либо как творческая (которой свойственны свободная структура, изменения, инновации) - к ней применимы такие эпитеты, как "новая", "быстрая", "демократическая". Возможно, наилучшим вариантом будет выбор "золотой середины". Все зависит от типа организации, ее миссии, состава сотрудников, особенностей клиентов. Есть определенная зависимость от возраста сотрудников и самого учреждения, т.е. оттого, долгая ли у него история или оно возникло недавно и амбициозно желает затмить конкурентов, согнав их с места.

Образ учреждения в глазах клиентов будет складываться и в зависимости от того, какую удастся создать в нем атмосферу. По замечанию Михаила Чехова, атмосфера душевного холода вызовет образ официального учреждения. Вряд ли какое-либо учреждение культуры захочет иметь подобный имидж. Предпочтительней создать атмосферу творчества, уважения к уникальности и значимости каждого участника общения, радости, взаимной приязни, а подчас и домашнего уюта и тепла.

В модель закладывается и внешний облик здания. Редко, когда оно строится по индивидуальному проекту, в соответствии с замыслом его руководителя. В подавляющем большинстве случаев руководитель учреждения культуры принимает уже готовые "владения", но в его власти многое изменить, если, конечно, он не решит "уныло донашивать старое". От позиции руководителя, его активности, воли и вкуса зависит многое.

Хочу еще раз подчеркнуть, что внутреннее убранство служебных помещений, их санитарное состояние (особенно помещений общего пользования), оборудование, а также вид прилегающих территорий воспринимаются как единое целое, общий облик, существенно влияющий на имидж.

Не меньшую (если небольшую) роль играет стиль поведения сотрудников. Не будем повторять уже сказанное о влиянии на него культуры внутриорганизационных отношений. Остановимся лишь на внешнем проявлении этой культуры, прежде всего, во взаимоотношениях персонала с клиентами. В модель имиджа должно быть заложено представление о стиле этих взаимоотношений. Его можно характеризовать как дружелюбный, доброжелательный, душевный. Каждый посетитель должен чувствовать, что ему готовы услужить с радостью даже в кризисных ситуациях.

Описание того, как составляется план создания имиджа, можно опустить, т.к он не представляет собой ничего специфического и обеспечивается обычными организационными действиями. Что же касается выполнения плана и перевода модели в реальность, то особенностью этого периода можно считать его перманентность, поскольку невозможно застыть в одном и том же обличье. Хотя, конечно, имидж учреждения не так изменчив, как имидж человека, тем не менее с изменением условий и конъюнктуры он должен корректироваться. Ему нужен постоянный мониторинг.

Подчеркнем еще раз, что имидж учреждения создается не для собственного удовольствия, не для осознания своей неповторимости и совершенства. Это все средства. Целью же является обретение конкурентоспособности, повышение эффективности деятельности, наиболее полная реализация своей миссии. Это требует умелого (технологического) позиционирования имиджа, самопрезентации, т.е. управления впечатлением о себе с помощью специальных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего имиджа окружающим. Это может быть осуществлено во время брифингов, пресс-конференций, бесед с реальными и потенциальными клиентами, Дней открытых дверей, специальных презентаций, на выставках, выступлениях в СМИ. Огромную роль в этом играют широкие контакты. Всех партнеров желательно знать лично. Не останавливаясь сейчас на перечисленных формах презентационной работы, коснемся таких методов воздействия на аудиторию, как позиционирование, эмоционализация и формат.

Позиционирование - это создание благоприятной для учреждения информационной среды: показ только того, что положительно оценит аудитория, утрирование нужных характеристик; акцентирование преимуществ.

Позиционирование позволяет видоизменять среду, чтобы создавать для учреждения наиболее благоприятные условия функционирования.

Эмоционализация - перевод имидж - информации с рационального языка на более действенный - эмоциональный. Это достигается такими приемами, как конкретизация (рассказ о конкретном событии), сопереживание чужим эмоциям, активизация чувств и др.

Формат - создание выгодных для презентационной информации контекстов. Например, приглашение людей на мероприятие парами, т.к женщины, будучи более эмоциональными, оказывают влияние на своих спутников - мужчин. К приему "формат" относится и подбор наиболее выгодного в каждой ситуации канала для передачи имиджформирующей информации. В одном случае это может быть беседа, в другом - выступление в СМИ, в третьем - презентация, в четвертом - отчетная конференция и т.д. Есть и такой действенный канал, как "разговоры у колодца", т.е. неформальный.

Можно сформулировать следующие правила построения положительного имиджа.

1. Образ организации, сконструированный специалистами, должен основываться на реальных достоинствах организации. Если в жизни выделенные достоинства не подтверждаются, то доверие к организации как к партнеру теряется.

2. Имидж должен иметь точный адрес - свою целевую аудиторию потребителей.

3. Имидж должен отличаться от образов других организаций и легко распознаваться.

4. Имидж должен быть простым, понятным, легко запоминаться и сводить к минимуму возможные искажения его.

5. Оставаясь неизменно привлекательным в восприятии потребителей, имидж должен оперативно изменяться в ответ на изменения экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием потребителей.

Содействует формированию имиджа организации культуры фирменный стиль - это своеобразный "язык".

В систему фирменного стиля входят, в частности графические обозначения. Графические обозначения, предназначенные для сферы услуг, в отечественной практике получили название знаки обслуживания (согласно закону о "товарных знаках и знаках обслуживания").

Делись добром ;)