Разработка концепции социально-культурного развития города

курсовая работа

1.3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ В РФ

Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства - от экономики до идеологии.

Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.

В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.

В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей.

Отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами "О ввозе и вывозе культурных ценностей", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации", "О народных художественных промыслах" и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм; Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры; Федеральный закон от 14.03.95 №> 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков; Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене.

Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга. Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным. Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления.

Первое направление - обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе: выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания; развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек; формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др.); развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли; развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства; обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности, повышение материального обеспечения учащихся учебных заведений сферы культуры и искусства, установление стипендий для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, обладающих выдающимися способностями. Второе направление - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий; обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив.

Третье направление - сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе: сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры; составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия; проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия; перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет; разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия. Четвертое направление - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе: развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ; реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

Пятое направление - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе: развитие механизмов частно-государственного партнерства; поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения; содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений; создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним; разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.

В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места - в регионы, в города, на муниципальный уровень.

В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-досуговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения.

Рассмотрев понятия, сущность, определения социально-культурной концепции, типологию и принципы социально-культурных концепций можно сделать следующий вывод:

Социокультурное проектирование -- это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положения, которые определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной деятельности.

Социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который реализуется через систему практических мероприятий. В основе генерирования идеи проекта и разработки условий и способов его воплощения лежит система принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности.

Концепция - это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей. В данном случае, целью является улучшение и изменение социально-культурного фона городского пространства.

Разработка Концепции базируется на следующих принципах:

- целенаправленность: определение функций, приоритетных для планируемого социально-культурного развития в перспективе, должно осуществляться исходя из необходимости достижения определенных социальных стандартов;

- комплексность: процесс формирования приоритетных функций планируемого развития на перспективу должен быть согласован со всей совокупностью полученных прогнозных оценок и факторов его развития;

- вариантность: разработка Концепции основывается на прогнозно-аналитических расчетах; необходимо предусматривать возможность корректировки механизмов Концепции по мере развития.

Делись добром ;)